Найти тему

Просто бизнес?

Оглавление

После моего прошлого текста несколько коллег прислали фото магазина Chanel с граффити-гитлером и показали видео Бони с сумкой.

Интересный способ высказать свою позицию по отношению к происходящему. Если как пиар ход он может быть и неплох (уверен найдётся немало поддерживающих), с точки зрения практичности - сомнительный. В конце концов деньги уже потрачены и можно найти более достойное применение, чем просто изрезать несколько тысяч. 

Журналистика, да и в целом культура лидерства мнений, пришедшая на смену фактам, весьма противоречивая вещь. Наличие выбора и возможность найти поддержу любой идее даёт почву для спекуляций, потому что проще получить информацию от привычного и любимого блогера (не ставя под сомнения его слова), чем от дискредитировавших себя официальных СМИ. 

У многих из нас есть соображения совести, которые так или иначе влияют на выбор товаров и услуг. Хотя я не покупаю и не ем целый список продуктов, изделий и марок, которые вызывают у меня личные сомнения, мне бы не пришло в голову купить и топтать ящик авокадо, сжигать футболку из смесовой ткани или отменять такси, потому что приехать планирует Фольксваген. Но я бы хотел знать о том, что собой представляет бренд на самом деле, хочу и готов ли я продолжать им пользоваться.

О Chanel и их коллаборационизме вы можете прочесть в отдельном материале, но на фоне продолжающихся сообщений о приостановке работы марок или введения ограничений против россиян, а также комментариев друзей в духе «давай ещё», подумал и решил освежить в памяти те бренды, которые во время Второй Мировой не смущались работать с нацисткой Германией. 

Hugo Boss

Пожалуй наиболее известный пример. У созданной на юге Германии в 20х годах прошлого века (а это время стагнации и кризиса в экономике страны) компании дела шли неважно. 

-2

Но в 30х с приходом к власти нацистов, он вступив в несколько организаций, отлично поправил дела, продажи увеличились почти в 100 раз. 

В 1932 была разработана (впрочем не самим Hugo Boss) чёрная форма СС и компания стала ее крупнейшим производителем. При этом, не смотря на абсолютно дикие цели, для которых использовалась, сама по себе сделана была красиво и функцию выполняла как задумано. Немецкие войска от снегов скандинавии до африканских пустынь выглядели как покорители мира. 

-3

После войны Босс пытался доказать (ну ещё бы), что не поддерживал идеологию, а в партию вступил лишь чтобы спасти свою компанию от банкротства. По решению 1946 года он был лишен права голоса, права вести бизнес и оштрафован на 100 000 немецких марок (70 553 доллара США). Тем не менее, Босс подал апелляцию и в конечном итоге был признан просто «последователем», что означало снятие с него клейма активного пропагандиста. 

Позже кампания спонсировала выпуск книги «Hugo Boss, 1924-1945: Die Geschichte einer Kleiderfabrik zwischen Weimarer Republik und «Drittem Reich» (они есть на Амазон) чтобы «добавить ясности и объективности в обсуждение». 

Босс пример марки о которой знают если не все, то многие. Они публично признали свою вину. Однако есть немало брендов, которые делают вид,что ничего не было.

Adidas и Puma 

-4

Братья Адольф (какое совпадение) и Рудольф Дасслеры - основатели популярнейших в мире спортивных марок.

Изначально братья работали вместе над созданием Gebrüder Dassler Schuhfabrik. 

При этом оба вступили в партию. И поставляли военную и тренировочную обувь для немецких солдат.

Их кроссовки даже использовалась в качестве официальной спортивной обуви для немецких команд во время летних Олимпийских игр 1936 года, проходивших в Берлине (кстати, приход национал-социалистической партии к власти, почему-то на решение МОК тогда не повлиял, хотя на проведение претендовали многие города, включая, например, Барселону). 

По данным сайта History of Yesterday, Рудольф был гораздо более непреклонным сторонником национал-социализма, тогда как Адольф не поддерживал режим. Это переросло в идеологический раскол, увеличив и без того растущий разрыв между двумя братьями. 

Во время войны завод принудительно переоборудовали для производства военной техники для нацистов. После войны земли, где работали братья, попали в зону американской оккупации. Дасслеров допрашивали. Рудольфа из-за связей с гестапо отправили в лагерь для интернированных. Адольфу же разрешили остаться в городе и продолжить работу. 

Обе компании владеют большой долей рынка в этой сфере. И обе вложили немало сил и денег чтобы дистанцироваться от собственного нелицеприятного прошлого. 

Отдаю им должное, никто не ассоциирует бренды и не помнит пугающих историй. 

Хотя пожалуй, напомню вам о ситуации с кроссовками Puma пару лет назад. Наверное показалось..

-5

Louis Vuitton

Как оказалось, у этих французов багаж не только в виде чемоданов.

И компания тщательнее других оберегает этот факт. В отличие от boss или Chanel я не видел упоминаний почти нигде. 

Меж тем, В своей книге «Louis Vuitton, A French Saga» Stephanie Bonvicin раскрыла подробности заработков семейства при торговле с немцами во время войны. 

Маршал Philippe Pétain был лидером коллаборационистов правительства Виши в оккупированной Франции 40х.

Магазин LV располагался на первом этаже Hotel du Parc в Vichy, неподалёку от штаб-квартиры временного правительства. Всем другим магазинам, включая, например Van Cleef & Arpels, было предписано закрыться, но не Vuitton. Bonvicini общалась с живыми членами семьи и выяснила, что внук основателя Гастон поручил своему старшему сыну Генри наладить с маршалом контакты для удержания бизнеса на плаву. А сам Генри был одним из первых награждённых про-нацистким правительством за его верность и помощь режиму. 

Ещё один любопытный факт: семья открыла фабрику для производства фарфора, на которой производили изделия прославляющие деятельность Петена, среди прочего, например, в 2500 фарфоровых бюстах. 

При исследовании для книги выяснилось, что большинство документов, удивительным образом именно 1930-45х годов, пропали в огне. А отношение к исследованию полностью изменилось, когда речь зашла про военные годы, с сотрудничества до полного игнорирования вопросов. 

Изначально бренд, по словам автора, был настроен, чтобы книга получила как можно более широкое распространение и обещал помочь с печатью на английском и японском, но после выхода Книги настроения сменились. 

Как утверждает издательство, бренд не оспаривал ничего из содержания, но постарался похоронить книгу, делая вид, что она не существует. 

Представители бренда прокомментировали: «Это древняя история. Книга описывает период (на самом деле, один среди прочих), когда марка была семейной и до её вхождения в LVMH. Мы - толерантные, за diversity и отвечаем стандартам современной компании». 

Заявление выглядит весьма иронично, учитывая решение остановить работу магазинов в России. 

https://www.theguardian.com/world/2004/jun/03/france.secondworldwar 

Это далеко не все бренды, которые работали с немцами.

Swarowski

Австрийский ювелир Даниэль Сваровски, основатель модного бренда, соблазнился идеями нацизма, получил партбилет, а его успешная международная компания переключилась перед Второй мировой с ювелирных изделий из хрусталя на высококачественную военную оптику — бинокли и прицелы. В 2014 году биографы при поддержке компании завершили книгу о Даниэле Сваровски, в которой должны были рассказать о нацистском прошлом компании, но экземпляры буквально вытащили из-под печатного станка.

Считается, что компания не разглашает информацию из-за конфликта среди потомков основателя. Авторы готовы опубликовать текст сами, но не могут, потому что архивы, которыми они пользовались, принадлежат компании, а без одобрения их ждут многомиллионные штрафы.

Часы Евы Браун
Часы Евы Браун

Швейцарские часовые гиганты создавали дочерние компании и продавали часы в Германию. Часы Евы Браун, хоть и были немецкими Eszeha, имели швейцарский механизм Felsa. Часовая марка была создана в 1904 в Пфорцхайме Карлом Шойфеле. Сейчас его семья одна из наиболее влиятельных в индустрии ювелирных украшений и часов.

Отто Бисхайм основатель METRO нередко мелькает на фотографиях позади фюрера

Обратите внимание, по левую руку
Обратите внимание, по левую руку

В списке и владелец заводов, газет, пароходов Форд. Его портрет даже висел в резиденции фюрера, а сам он был известным антисемитом. Он открыл тогда уже в нацисткой Германии подразделения своих заводов при том, что компания даже не европейская. И это вопрос не потребности и схожести идей. Самое пугающее, что вполне вероятно на заводе использовали невольничий труд ещё до 40х когда, компания сохраняла полный контроль над производством.

-8

Siemens производили ракеты, электронику и даже радары. На их заводах работало 50 тысяч человек. Права человека говорите? 

-9

Mercedes и BMW так же использовали труд военнопленных. Первые делали роскошные машины для правящей верхушки, а вторые переквалифицировалось на изготовление мотоциклов и самолетов для нацистов. Volkswagen производил военную технику и автомобили. 

-10

До 34 года в Германии один автомобиль приходился на 50 человек. Гитлер заявил, что каждый рабочий должен иметь возможность купить себе машину и таковой должен был стать бюджетный Volkswagen Beetle. Как гласит легенда, Он сам нарисовал эскиз будущего концепта автомобиля, сравнив его с жуком.

-11

На заводах Kodak и Fujifilm использовали труд, в том числе пленный военных из армии союзников. А помимо фотооборудования переделали заводы под изготовление взрывателей и детонаторов. - счастливые моменты вместе с Kodak, не так ли? 

-12

Maggi - первые на рынке с готовыми супами поставляли полуфабрикаты для немецкой армии. А Nestle оказывали Германии финансовую помощь, благодаря чему выиграли контракты на снабжение армии, в том числе, шоколадом. 

-13

Coca-Cola

Американская марка, которая, возвращаясь к Олимпийским играм, стала их спонсором в Берлине в 1936, отлично себя чувствовала и до, и после войны.

-14

Fanta был придуман всвязи с затруднениями в доставке компонентов в военное время. Вторжение в Европу американцев не беспокоило, они прекратили экспорт только после прямого нападения Японии на Перл-Харбор. 

-15

Бренды продолжают работать, выпускают качественные и красивые вещи - это здорово. Я согласен что время прошло, все изменилось, никому не хочется думать о таком прошлом. Но врывать страницы из своей истории, а потом громко заявлять о санкциях - это как минимум лицемерный или правильнее сказать бизнес-подход?