В этой статье мы рассмотрим небольшую войну между СССР, МНР с одной стороны и Японии с другой стороны, которая произошла на кануне блицкрига Германии против Польши. Этим то данный конфликт и интересен, случись он двумя годами позже, Советский Союз возможно не смог бы справиться с войной на два фронта. Но благодаря этому и тому что советское командование не превратило данный конфликт в затяжную войну, этот конфликт не привел к катастрофе для СССР.
В первой части статьи представлена основная бронетехника сторон, во второй уже непосредственно боевые действия.
Техника советской стороны.
Техника японской стороны
Боевые действия.
Халхин-Гол, казалось бы локальная война, которая на самом деле представляла полномасштабный военный конфликт СССР с Японией. Японские острова были довольно бедны какими-либо ресурсами, поэтому японская экономика имела экспортно-импортный характер, промышленность производила товары на экспорт, все сырье по большей части закупалось из-за границы. Поэтому Японии не мешало бы обзавестись собственными источниками сырья и контролировать некоторые рынки сбыта, чем собственно и руководство императорской Японии и занималось всю Вторую Мировую Войну, начиная со вторжения в глубь Китая 1937 года.
Помимо планов на Китай у милитаристской Японии были планы и на оккупацию МНР и СССР вплоть до берегов Байкала. Попытки воплощения этих планов начались летом 38-го года, и продолжились уже зимой 39-го года.
«Первый период номонханского инцидента» (май - июнь 39-го г.).
17 мая утром командир 57-го ок комдив Н. В. Фекленко послал из н.п. Тамцаг-Булака, где находилось управление корпуса, к р. Халхин-Гол оперативную группу в составе стрелково-пулемётного батальона, сапёрной роты и батареи 76-мм орудий 11-й лтбр. Командование МНРА туда же направило 6-ю кавалерийскую дивизию МНРА (далее 6-я кд МНРА) усиленную дивизионом бронемашин. 6-я кд МНРА имела состав: 2 кавалерийских полка (2 сабельных эскадрона, пулемётный эскадрон, артиллерийский дивизион), броневой дивизион (эскадрон лёгких бронемашин, эскадрон средних бронемашин), эскадрон связи, транспортная рота, дивизионная школа.
Утром 20 мая после некоторых приграничных стычек на монгольской границе, продвижений японских войск далее монгольской границы и атак на приграничные заставы, советская разведгруппа состоящая из одного стрелкового взвода и двух эскадронов 6-ой кав. дивизии МНРА, переправились на восточный берег Халхин-Гола и после 4х часов боя, ночью, отступила на западный берег.
22 мая отряд Быкова и части 6-ой кав. дивизии МНРА оттеснили противника на территорию Манчжурии.
23 мая 6 кав. див. МНРА заняла оборону на восточном берегу в 10 км от границы, а 26 мая переправилась через реку по наведенному понтонному мосту и часть отряда Быкова.
28 мая японские части перешли в наступление. По плану они должны были окружить и уничтожить советско-монгольские части, закрепиться на западном берегу реки, создав плацдарм для дальнейшего наступления.
Бои шли 28, 29 мая с переменным успехом, оттеснить японские войска удалось и к вечеру 29 мая бои затихли. Несмотря на то что противника удалось оттеснить, советско-монгольские войска отошли на западный берег, командир 57-го Особого Корпуса Н. Фекленко в сводках отправленных в Москву сообщал что под натиском японских войск, советско-монгольские (видимо после 2х дней боев, 28-29 мая) части отошли на западный берег реки.
Также Фекленко сообщил о полном превосходстве японцев в воздухе, так как советские летчики имели недостаточно опыта, а множество японских летчиков было закалено в воздушных боях в Китае.
30 мая 6 кав. див. МНРА провела еще один рейд на восточную реку но понесла значительные потери от авиации и пулеметного огня отступила обратно на западный берег.
На этом завершился первый период «Номонханского инцидента».
В июне на земле с двух сторон практически не было никаких действий. Основные сражения весь июнь проходили в воздухе.
Зато на земле произошли некоторые перестановки в командующем составе, Н Фекленко отбыл в Москву, на его место командующим 57-го особого корпуса был назначен Г. К. Жуков, Начальником штаба корпуса стал комбриг М.А. Богданов, кроме того для координации советских частей в район реки Халхин-Гол прибыл командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией командарм 2-го ранга Г. М. Штерн.
Начальником штаба советского командования был предложен новый план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке японской Квантунской армии.
Началась переброска войск в район реки Халхин-Гол.
«Второй период номонханского инцидента».(июль - август 38го г.)
Руководством Квантунской армии был разработан план второго инцидента, помимо прежних задач, в план добавился пункт - форсировать реку Халхин-Гол и прорвать оборону Красной армии на оперативном участке фронта.
В ночь 2-3 июля части японской группировки немного севернее пересекли Халхин-Гол и закрепились на западном берегу в районе горы Баин-Цаган и начали возводить тут эшелонированную оборону, в дальнейшем с этих позиций планировалось ударить в тыл советских частей.
На восточном берегу также начались бои, японская группировка на этом направлении добилась значительного успеха. Г.К. Жуков бросил в бой предварительно образованный подвижный резерв из состава 11-ой танковой бригады и 8-го монгольского дивизиона бронемашин, что поправило ситуацию на восточном берегу, но из-за численного превосходства пришлось сократить плацдарм на этом берегу и отойти к реке.
Японские части закрепившиеся на горе Баин-Цаган оказались в полуокружении, к вечеру 4 июля они удерживали только вершину горы, уже 5 июля начав отступление, японское командование не хотело просто так терять гору, поэтому понтонный мост через который японские части могли отступить был подорван, и постепенное отступление превратилось в беспорядочное оставление своих позиций, позже данное событие будет известно как «Баин-Цаганское побоище». После этого Квантунская армия больше не рисковала переправляться через Халхин-Гол.
8 июля со стороны японских сил вновь последовала атака, но их вновь удалось отбросить на исходные позиции.
На этом основные июльские события заканчиваются.ъ
Советское командование начало готовить планы генерального сражения, атаковать планировалось с нескольких сторон , советские силы разделились на несколько групп, южной группой наносился главный удар, вспомогательный - северной группой, а центральная группа должна была сковать противника боем.
Подготовка тщательно скрывалась, устраивались ложные радиопереговоры и имитировались звуки техники и инженерных работ, чтобы ввести противника в заблуждение.
Наступление началось 20 августа с авианалета и последующей артподготовки, и после еще одного вылета бомбардировщиков началось наступление сухопутных сил. Наступление стало неожиданностью для руководства Квантунской Армии, которое в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах.
К исходу 26 августа бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. После боёв 24—26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окружённые войска, смирившись с неизбежностью их гибели.
Последние бои ещё продолжались 29 и 30 августа на участке, севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это ещё не было полным окончанием боевых действий, некоторые стычки еще продолжались, но к 8 сентября Японские войска полностью прекратили атаки, но воздушные бои еще продолжались, 16 сентября боевые действия были полностью завершены.