Найти в Дзене

«Господин из Сан-Франциско»: образы и знаки

Артём Мартиросов, 11 класс

Последствия прогресса – эту проблему затрагивает Иван Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», написанном в начале XX века.

Господин из Сан-Франциско в путешествии / Рисунок: Алиса Мартиросова, младшая сестра автора
Господин из Сан-Франциско в путешествии / Рисунок: Алиса Мартиросова, младшая сестра автора

Заработавший состояние американский господин решает отправиться в путешествие из Нового света по Старому. Уже в портрете заметна искусственность: лицо неестественного оттенка, золотые зубы. Герой именуется «господин из Сан-Франциско», а его имя нигде не упоминается – это обезличивает.

Также интересен и образ парохода, на котором герой плывёт в Европу, – название «Атлантида» отсылает к мифу о некогда могущественной, процветающей и очень развитой цивилизации, поглощённой морской стихией. Строение корабля, разделённого на уровни, описывается автором неспроста. Наверху путешествуют состоятельные пассажиры наподобие господина из Сан-Франциско. Их времяпрепровождение состоит из отдыха и бесконечных приёмов пищи – удовлетворения биологических потребностей, что делает их больше похожими на животных, а не на людей. На нижних уровнях располагается чрезвычайно жаркая и душная котельная, где рабочие адским трудом поддерживают движение судна.

Пароход представляет собой модель современного автору буржуазного общества, в котором одни безмятежно и праздно существуют лишь благодаря нечеловеческим усилиям и работе других. Также мы видим здесь предзнаменование краха этого общества. Пароход, великое достижение научно-технического прогресса, кажется ничтожным в сравнении с природной стихией – штормом. Страшные волны могут потопить корабль, и, казалось бы, пассажиры должны быть обеспокоены. Однако и звуки бури, и ужасающий шум корабельной сирены, возвещающей о смертельной опасности, заглушается на верхней палубе сладкой мелодией оркестра.

Для понимания идеи рассказа важно и пребывание господина из Сан-Франциско на судне. Герой проявляет скверный характер – смотрит на всех свысока и воспринимает почтительное отношение к себе как нечто само собой разумеющееся. Однако мы видим неискренность этого почтения, ведь оно основано на количестве денег господина из Сан-Франциско. Сразу после внезапной смерти героя слуги откровенно над ним издеваются. После кончины персонаж, который теперь именуется исключительно «старик из Сан-Франциско», окончательно теряет какую бы то ни было значимость для окружающих и вскоре будет предан забвению.

Я думаю, что Бунин показал: человечество, следуя общественному прогрессу, пришло к несправедливой буржуазной структуре общества – одних эксплуатируют ради безмятежного существования других. Однако даже та часть людей, которая благодаря прогрессу живёт безбедно, буквально обезличивается, не создаёт ничего нового и не стремится к высоким ценностям. Происходит разрушение человека.

Проект Санкт-Петербургской гимназии «АЛЬМА-МАТЕР»