Найти в Дзене
Павел Аглашевич

ДВОЙНЫЕ ПОСЛАНИЯ: ловушка в повседневном общении

Часто в общении возникает путаница между тем, что собеседник сообщает буквально, тем, что он имеет ввиду на самом деле, и тем, что он желает донести.

Попытка приспособиться к такому общению приводит к странным психическим сдвигам.

Это называется двойное послание или double bind (двойная связь, двойной сигнал, двойной капкан).

Такая ситуация, когда в общении предъявляются противоречивые, взаимоисключающие требования. При выполнении одного, другое будет выполнить невозможно.

Концепция «двойного послания» возникла в 1950-х годах, когда известный англоамериканский ученый Грегори Бейтсон вместе со своими коллегами начал исследовать проблемы логических искажений при коммуникации, приводящих к шизофрении..

Суть в том, что в человеческом общении правильная логическая классификация аргументов постоянно нарушается, что и приводит к недопониманию.

Например - на словах выражается любовь, а параллельное невербальное поведение выражает ненависть.

При общении друг с другом, мы используем не только буквальные значения фраз, но и различные коммуникативные модусы:

  • игру
  • фантазию
  • ритуал
  • метафору
  • юмор

Они создают контексты, в которых может быть истолковано сообщение.

Второе сообщение всегда противоречит первому.

Такое сообщение находится на более абстрактном уровне и передаётся чаще всего невербальными средствами.

  • тон
  • поза
  • жест
  • значимое действие

Вербальные его формулировки могут быть такими:

«Не считай это наказанием»

«Не подчиняйся моим запретам»

«Не думай о том, чего ты не должен делать»

«Не сомневайся в моей любви. Мой запрет является ее выражением» и т. д.

Важное условие:

1. Запрет на обсуждение ситуации

Индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать.

2. Наказания

Субъект также не способен прекратить общение, выйти из ситуации. Неспособность выполнить эти противоречивые требования наказывается

То есть в результате вечного двойного зажима, выхода из которого нет, человек погружается в парадокс, определяющий специфическую реальность.

Бейтсон говорит так: «Double binding — это борьба вокруг вопроса о том, чье эго будет разрушено».

Такие «двойные послания» имеют место быть и в политических манипуляциях.

Представим себе, что та или иная страна в международных отношениях создает послания, которые позволяют определить ее стратегические интересы и траекторию движения. С помощью своих агентов, которые действуют на международной арене официально или неофициально, страна передает послания различных логических типов.

Официальное послание может быть одним, а послания неофициальных источников могут кардинально отличаться от официального!

В результате внешние послания оказываются противоречивыми, ведь трудно понять, как на самом деле обстоят дела в стране..

Настолько запутанные двойные зажимы создают систему, в которой определить логические типы просто невозможно. Сложно понять, что первично, чему верить, на какое послание стоит реагировать.

В итоге - человек перестает не только верить запутанным посланиям, он вообще отстраняется от коммуникации, чтобы избежать парадокса, который способен вызвать тревогу и ощущение сломанной реальности, но главное - не позволяет полноценно строить ответную коммуникацию и принимать решения..

telegram @aglashevich_chenal