Найти тему
В двух словах...

Что такое гуны

Существуют 3 Гуны.: 

-постоянство (см. Тамас),

-беспокойство (см. Раджас), -упорядоченность (см. Сатва). Соответствуют трем Божествам индуизма – Вишну, Браме, Шиве. Существуя вначале в равновесии, Г., под воздействием Пуруши (Вселенская Душа), начинают развиваться. В любой точке мира является преобладающей одна из трех Г. Это доминирование крайне нестабильно. Развитие всех сущностей природы проходит через три стадии, соответствующие Гунам; это относится и к человеку. Сначала есть бездеятельность и вялость; из них вырастает пренебрежение, ведущее к страданиям (например, к голоду и холоду). Страдания приводят к проявлению усилий, которые открывают опыт удовольствий (например, вкус пищи). Этот опыт становится началом наслаждений периода энергичных действий – к подвижности и беспокойству. Чрезмерное стремление к удовольствиям и получению наслаждения вновь приводит к страданиям. Это служит основанием для подключения мышления, которое соблюдает и законы природы и устанавливает воздержанность, умеренность, меру, гармонию и порядок.

Таким образом, в душе человека, динамика Г. проявляется, как смена состояний. Принцип уравновешивания всех трех Г. лежит в основе индуистских психотехник и искусств.

                     Сатва.

«Упорядоченность, порядок». В индуизме - качество или сила природы, заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены.

Означает, так же, закон природы, порядок в ней. Понятие "Сатва" используется иногда применительно к разуму, когда его деятельность направлена на установление порядка в природе.

В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения - непрерывных повседневных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу. 

Сатвические личности миролюбивы, уравновешены, склонны служить другим.

Сатва - спокойное состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов.

   Тамас –

в индуизме - постоянство, статичная инерция, инерция покоя.

Т.-

качество или сила природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или ленивости тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Как одно из трех качеств, Гуна материального мира, представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разума использует Т., как основу для новых форм, наряду с сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения, см. Раджас, в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы см. Сатва. Термин применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя. Тамасические личности часто страдают от апатии и депрессии.                          

     Раджас в Индуизме -

сила, энергия, динамическая инерция, инерция движения. Качество сила природы, заставляющая предмет следовать их склонностям или привычкам динамического движения. В человеке проявляется как беспокойство тела, возбуждающие эмоции, устаревших мыслей. 

Раджастические личности активны , возбуждены, амбициозны. Часто - неудовлетворенность. Враждебны к тем, кто им противостоит. 

Итак, Раджас - устаревшие представления,

Тамас - основа для новых форм, Сатва - гармоничные формы.

Переизбыток Тамас аюверда рекомендует устранять с помощью Раджаса.

Раджас (переизбыток) устраняется Тамасом -успокаивающие травы и препараты.  

Процессы.

Тамас – отсутствие развития, остановка, разрушение. Нет энергии для поддержания структуры.

Раджас - как пиковый творческий процесс, изменяющий старые энергии.

Сатва - равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития. 

 

                          

.