Существуют 3 Гуны.:
-постоянство (см. Тамас),
-беспокойство (см. Раджас), -упорядоченность (см. Сатва). Соответствуют трем Божествам индуизма – Вишну, Браме, Шиве. Существуя вначале в равновесии, Г., под воздействием Пуруши (Вселенская Душа), начинают развиваться. В любой точке мира является преобладающей одна из трех Г. Это доминирование крайне нестабильно. Развитие всех сущностей природы проходит через три стадии, соответствующие Гунам; это относится и к человеку. Сначала есть бездеятельность и вялость; из них вырастает пренебрежение, ведущее к страданиям (например, к голоду и холоду). Страдания приводят к проявлению усилий, которые открывают опыт удовольствий (например, вкус пищи). Этот опыт становится началом наслаждений периода энергичных действий – к подвижности и беспокойству. Чрезмерное стремление к удовольствиям и получению наслаждения вновь приводит к страданиям. Это служит основанием для подключения мышления, которое соблюдает и законы природы и устанавливает воздержанность, умеренность, меру, гармонию и порядок.
Таким образом, в душе человека, динамика Г. проявляется, как смена состояний. Принцип уравновешивания всех трех Г. лежит в основе индуистских психотехник и искусств.
Сатва.
«Упорядоченность, порядок». В индуизме - качество или сила природы, заставляющая предметы сохранять их взаимные отношения и реакции после того, как они установлены.
Означает, так же, закон природы, порядок в ней. Понятие "Сатва" используется иногда применительно к разуму, когда его деятельность направлена на установление порядка в природе.
В человеке этот порядок проявляется в незаметных и согласованных функциях дыхания, кровообращения, пищеварения - непрерывных повседневных процессах, хорошо скоординированных и помогающих друг другу.
Сатвические личности миролюбивы, уравновешены, склонны служить другим.
Сатва - спокойное состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов.
Тамас –
в индуизме - постоянство, статичная инерция, инерция покоя.
Т.-
качество или сила природы, сохраняющая предметы неизменными во времени. В человеке она проявляется в форме вялости или ленивости тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках. Как одно из трех качеств, Гуна материального мира, представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разума использует Т., как основу для новых форм, наряду с сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения, см. Раджас, в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы см. Сатва. Термин применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя. Тамасические личности часто страдают от апатии и депрессии.
Раджас в Индуизме -
сила, энергия, динамическая инерция, инерция движения. Качество сила природы, заставляющая предмет следовать их склонностям или привычкам динамического движения. В человеке проявляется как беспокойство тела, возбуждающие эмоции, устаревших мыслей.
Раджастические личности активны , возбуждены, амбициозны. Часто - неудовлетворенность. Враждебны к тем, кто им противостоит.
Итак, Раджас - устаревшие представления,
Тамас - основа для новых форм, Сатва - гармоничные формы.
Переизбыток Тамас аюверда рекомендует устранять с помощью Раджаса.
Раджас (переизбыток) устраняется Тамасом -успокаивающие травы и препараты.
Процессы.
Тамас – отсутствие развития, остановка, разрушение. Нет энергии для поддержания структуры.
Раджас - как пиковый творческий процесс, изменяющий старые энергии.
Сатва - равномерный предсказуемый процесс функционирования и развития.
.