Легенда об Огуз-хане имеет две версии, которые различаются в деталях, но солидарны друг с другом в основных вещах. Первая из них записана в 14-м веке с помощью старого уйгурского письма – в это время ее автор еще был язычником. Вторая составлена в 17-м хивинским ханом-писателем Абу-ль-гази, представителем золотоордынской династии Шейбанидов. Она проникнута исламским духом.
Тюрки-язычники считали, что Огуз-хан родился в стародавние времена где-то в степях Средней Азии. Причем, его мать понесла от солнечного света. Младенец рос не по дням, а по часам, и только один раз пил материнское молоко, после чего попросил сырое мясо и крепкий кумыс. Вскоре после этого он избавился от дракона, который притеснял народ, собрал дружину из сорока князей и начал совершать подвиги.
Исламская версия добавляет ясности, поскольку составлена в рамках традиционной историографии народов, исповедующих авраамические религии. Происхождение Огуз-хана возводится к самому Ною, а от него – к первому человеку Адаму. После того, как благополучно закончился всемирный потоп, спасшиеся на ковчеге отправились в разные стороны света, чтобы заново заселить мир.
Яфет пришел на берега Волги, и у него было восемь сыновей по имени Тюрк, Хазар, Саклаб (т.е., Славянин), Рус, Минг (монгольское племя, вошедшее в состав многих тюркских народов) и так далее. Тюрка он поставил своим преемником, а его наследником стал старший из сыновей. У этого первенца было свое потомство – Татар, Кара и Монгол. В итоге Кара-хан стал отцом Огуз-хана. А тот, в свою очередь, прародителем тюрок-огузов, а некоторые считают, что и всех тюркских народов.
Дальше легенда говорит, что младенец Огуз-хан три дня отказывался питаться молоком своей матери, требуя, чтобы она обратилась в ислам. Пускай традиция считает, что он жил за много столетий до Мухаммеда, это не является логическим противоречием. Мусульмане считают, что их религия (т.е., единобожие, поклонение одному Аллаху) была всегда. И что Авраам, Моисей и даже Иисус являлись праведными мусульманами.
В дальнейшем Огуз-хан восстановил среди своего народа истинную веру и начал завоевания по всему свету: Туркестан, Индия, Иран, Египет, Ирак и Сирия покорились ему и его детям. Правда, мачеха и ее сын убедили отца, что он желает отстранить его от власти. И молодому богатырю пришлось сражаться и с ним. От двух жен у него было шесть сыновей, а от сыновей – внуки. Эти внуки и являются основателями 24-х вполне реальных огузских племен.
Каждый народ имеет предания о своем происхождении, и не стоит удивляться, что и огузы (т.е., предки турок, туркмен и азербайджанцев) возводят свои корни к великому герою. Но легенда об Огуз-хане – не совсем сказка. Дело в том, что в эпоху средневековья и даже в новое время тюркские монархи с помощью генеалогии могли легитимизировать свою власть. Или, наоборот, обосновывать законность восстания.
Согласно общему мнению турецких историков 14-15-го столетий, у первого султана Османской империи имелся дед царских кровей, который происходил из старшей ветви семьи Огуз-хана. Поэтому династия Османов должна стоять выше других тюркских правителей. По мнению Баязида I, Тамерлан это происхождение очернил, именно поэтому меду ними началась война. Конечно, не стоит преувеличивать значение династийных споров. Просто, как всегда это водится, идеология стала оправданием для экономических и политических конфликтов. Официально хан А шел войной на хана Б, потому что тот – редиска. А не потому, что хотел отнять все, что у него есть.
Но и другие огузские племена нередко восставали против своих султанов, заявляя, что их происхождение выше, чем у кого-либо из конкурентов. Ануш-Тегин, гулям (т.е., воин-раб) на службе у государства Сельджукидов, происходил из племени бегдили и на этом основании объявил о независимости от своих сюзеренов, которые были выходцами из племени кынык. Он стал основателем средневековой державы Хорезмшахов.
Владыки Кара-Коюнлу утверждали, что происходят их огузского племени ивэ. А их принципиальные соперники Ак-Коюнлу считали своим предком Баяндур-хана, которого объявили более старшим. И другие династии поплоше для обоснования своих политических действий делали то же самое.
Русский востоковед и, по совместительству, православный священник Иоакинф (Бичурин) первым заметил, что биография Огуз-хана, указанная в тюркском эпосе о нем, подозрительно совпадает с реальными фактами из жизни хуннского шаньюя Модэ, которые изложены в китайских летописях. Тот тоже враждовал со своим отцом и в той же самой последовательности осуществлял завоевания. С тех пор отождествление сказочного героя и вполне реального правителя признается многими историками. Так что, Огуз-хан может быть не вполне легендарной личностью.
#древний мир #легенды #тюркские народы #история #азербайджанцы