Чтение "продолжений" часто напоминает американские горки: вверх-вниз... Только очаруешься - разочаровываешься. Ну и наоборот.
Книгу "Роботы и Империя" я еле осилила, и была убеждена, что писатель дальнейшую эпопею провалил. По сюжету, тихо просидев полтора столетия в дачном поселке на планете Аврора, красотка Глэдия вдруг пускается во все тяжкие. Посещает Солярию (соляриане все попрятались и мы до самого последнего тома не узнаем куда), потом новую освоенную землянами планету (процесс освоения планет землянами, которого желал Фастольф, уже идет вовсю), то на Землю, а кроме того закручивает бурный роман с праправнуком Лайджа Бейли, бравым космическим капитаном. Аврорианцы же после смерти симпатичного Фастольфа делаются уж вовсе мрачными эгоистами. Клика доктора Амадейро (строившего козни еще Лайджу), замышляет уничтожить Землю. Ибо Земля де это сердце, ценность и центр единения "новых" космических миров. Схлопни Землю - все миры развалятся (смелое предположение, но при всей ценности Земли едва ли логичное). Но, опасаясь получить от новых миров по шапке, злокозненные аврорианцы решают уничтожить планету по-тихому: активизировать медленный радиационный процесс. Ради этого Амадейро с помощником и кучей андроидов даже околачиваются на Земле (вероятно у них вдруг появился иммунитет). За ними по Земле же гоняются р.Дэниел и телепатическая железяка Жискар. Разумеется они настигают злоумышленников. И - сюрприз! Обезвредив злодеев, Жискар вдруг решает, что а радиация пусть остается включенной. Ибо вот вредно, что новые поселенцы так любят Землю.
Где логика, мистер Азимов?! Мы только что выяснили, что космониты впали в регресс именно потому, что отреклись от Земли. У поселенцев же всё идет хорошо, их взаимосвязь (через Землю) только делает их сильнее.
Мотивы Жискара так и остаются бессмысленными. Одно утешение, что он сам при этом гибнет, гадкая жестянка.
Роман "Осколок Вселенной" я пролистала по диагонали. Земля радиактивна, немногочисленное ее население имеет статус париев, космониты где-то за кадром впали в окончательный упадок, планеты второй волны поселенцев долго дрались меж собой (спасибо консервной банке Жискару), а потом сообразовались кое-как в малосимпатичную империю. Культура C/Fe окончательно объявлена мировым злом, и само упоминание о существовании роботов постепенно табуируется. Что бы сказала писателю Сьюзен Келвин?
Поэтому мне как-то вовсе и не хотелось читать дальше. С этим настроением я и открыла однажды «Foundation». (Как только этот цикл не переводят! Мне ближе всего (что я буду использовать далее) название "Академия".
И - опять сюрприз! Американские горки текста стремительно помчали вверх. Не поднявшись до уровня "Стальных пещер", текст тем не менее превзошел "Обнаженное солнце", о "Роботах зари" умолчим. Чтение вновь сделалось увлекательным.
Под настроение допишу, если опять же обстоятельства позволят. Мы все-таки сейчас все глядим не совсем в старые добрые книги.