Найти тему
Жизнь с Музыкой

Стив Хау. Мастер гитар.

Ну что же, сегодня юбилей у моего любимого гитариста - Стива Хау. Ему 75 лет.

Мастер Стив Хау
Мастер Стив Хау

Почему любимого - я уже писал в своем рассказе о Yes, а именно, в статье Любимая группа Yes. Часть 4/6. Созерцание и Солнце. Самая ходовая в интернете справка о его творчестве (из которой кстати, ни слова не отнять) выглядит так:

Стив Хау (Stephen James Howe, 8 апреля 1947, Холлоуэй) — британский гитарист, более всего известен участием в прог-рок группе Yes. Играл также в рок-группах The Syndicats, Bodast, Tomorrow, Asia и GTR, записал множество сольных альбомов.
Стив Хау - из тех музыкантов, к имени которых принято добавлять титул "виртуоз", вернее сказать - "мастер гитар", поскольку наверно нет на свете ни одного струнно-щипкового инструмента, на котором не играл бы Стив Хау. Музыкант он непопулярный и даже не культовый. Он мастер, а не идол. В списке ста лучших гитаристов мира, составленном рок-фанатами, Хау находится на 69 месте - намного ниже Курта Кобейна и Джои Рамоуна. Однако в списках "Guitar Player", составленных профессионалами, Хау много лет подряд стоял на первом месте. Вполне заслуженно, надо сказать.
Бытует легенда, что у Стива Хау между пальцами левой руки - перепонки. Именно за счет них, дескать, достигается та невероятная легкость, с которой Хау справляется с самыми головокружительными гитарными пассажами. Но, конечно же, дело не в анатомии. Просто нужно воспринимать гитару как часть себя. Соразмерять свои силы и желания.
И еще - стараться быть хорошим человеком. "Если ваша жизнь - бардак, то и музыка не может быть намного лучше". Именно этот опыт Хау вынес из своей жизни, в которой было многое, но главенствовало всегда творчество. А еще - стремление работать в команде и нежелание выпячивать себя. Невзирая на очевидный талант.

Steve Howe - Excerpts From "Tales From Topographic Oceans" (Not Necessarily Acoustic, 1994)

Оглядываясь на творчество Стива, действительно становится понятно, что он, несмотря на свой непростой характер, дотошность и упертость - очень командный игрок. По крайней мере, его сольные альбомы (коих немало) и близко не достигали высот тех групп, в которых он играл как гитарист, автор и композитор. Хау ценен в первую очередь своим вкладом в общее дело. Но сейчас я хочу поставить одну его очень цельную картину.

Исходный арт Роджера Дина к альбому Yes - “Tales From Topographic Oceans” 1973 года. Опубликован в его арт-альбоме Views (1975).
Исходный арт Роджера Дина к альбому Yes - “Tales From Topographic Oceans” 1973 года. Опубликован в его арт-альбоме Views (1975).

Дело в том, что именно Стив на пару с Джоном Андерсоном ответственны за концепт и реализацию самого удивительного альбома Yes - “Tales From Topographic Oceans” 1973 года. Но он длится аж 80 минут, и требует внимательного, цельного и безотрывного прослушивания, а на это мало кто способен. Так что в массах альбом до сих пор имеет репутацию "самого напыщенного и ватного прог-альбома всех времен" - примерно такими словами его сразу же после выхода обфыркал Рик Уэйкман, обиженный на наполеонство Андерсона, который во время записи альбома возил Рика носом по пианине. Это при том, что Рик - единственный йесовец с консерваторским образованием - уж он-то должен был понимать принципы построения симфонических структур!

А вот Стив как-то раз взял и сделал очень правильное и благородное дело - сыграл на концерте "краткое содержание" альбома, да еще и под одну гитару, да со своим весьма специфическим голосом.

Когда я это услышал в первый раз - на меня снизошло прозрение - я понял "Tales". Сейчас я одержим мечтой повторить ЭТО в расширенном виде, уделив немного времени каждому из четырех эпиков альбома. Возможно, я когда-нибудь сделаю себе такой подарок.

А пока - послушайте Стива. Все сложное - просто.

Steve Howe & Martin Taylor - La Questa (Masterpiece Guitars, 2002)

И все же, как ни старался Стив сделать интересными свои гитарные сольные альбомы, получалось не очень. Его альбомы - живое доказательство того, что будь ты хоть семи пальцев на грифе, а одной гитары для создания музыки мало. По большей части их можно слушать только таким же гитаристам, фанатам инструмента. Хотя, надо отдать должное, они поинтереснее, чем сольники Мальмстина, Армика или какого-нибудь Энтони Дюфора. И есть в них даже маленькие, но яркие шедевры гитарной работы.

Кстати... а можно я выложу и свое исполнение этой вещи?

Steve Howe - Sad Eyed Lady of the Lowlands (Portraits of Bob Dylan, 1999)

Многие гитаристы современности называют Стива своим кумиром (не я один такой). Сам Стив называет своими кумирами людей, о которых я и слыхом не слыхивал - речь идет о первых джазовых гитаристах 1930-40-х годов XX века, которые пытались вернуть гитаре солирующую роль в джазовых ансамблях. Гитара - тихий инструмент, она не может тягаться с духовой секцией, и именно в те годы были заложены технические основы ее электризации. А там и эра Стратокастера наступила.

Стив - фанат гитар до мозга костей, у него их сумасшедшая коллекция. Конечно, есть и любимчики, например, вот эта Gibson ES175.

Gibson ES175
Gibson ES175
-4

Тем удивительнее было однажды узнать, что Стив внезапно взял и записал альбом каверов на Боба Дилана. Получилось очень даже достойно. А эта песня - целая поэма, которую Дилан написал задолго до эпохи развернутых эпиков 70-х годов. Очень рискуя, между прочим, быть непонятым из-за хронометража песни. Но теперь это одна из таких нетленок, которые никто критиковать не посмеет.

Ну, я думаю, вы уже узнали, кто поет в этом кавере?

GTR - When the Heart Rules the Mind (GTR, 1986)

Меня часто спрашивают - на фига дескать ты слушаешь всякое старье? Я отвечаю обычно двумя тезисами:

1. Объективно 60-70 годы были золотым веком музыки. Это было время, когда музыка меняла мир.

и 2. Когда эти музыканты, даже уже за 60 лет, приезжают к нам с концертами, я перестаю чувствовать эту временную пропасть. Они переносят свое творчество в наше время без потерь.

И сейчас мы живем в эпоху, когда неплохо бы успеть взять все то, что они пока еще могут дать нам - без этого не будет будущего.

Это я к чему. Была такая группа в 70-е - Genesis. Она, как и Yes и King Crimson, принадлежала к первой линии мировых прогрессив-групп. На гитаре там какое-то время играл товарищ по имени Стив Хэкетт. Конечно же высококлассный гитарист, виртуоз и философ, других тогда не держали. Я плохо знаком с его творчеством, но я, даже не задумываясь, пошел на его концерт в Москве 23 апреля 2014 года - потому что это легенда и ретранслятор идей гениев прошлого.

А в 1986 году, когда и в Genesis, и в Yes дела шли не очень хорошо, два Стива - Хау и Хэкетт, объединили свои усилия, чтобы попытать счастья на поле мейнстрима. Назвались они, как и полагается преданным слугам Гитары: "GTR", и выпустили всего один альбом. И прошел бы он мимо меня как сотни таких же, да только на вокал в группу они взяли что-то совершенно невообразимое...

GTR - The Hunter (GTR, 1986)

Макс Бейкон. Герой ниоткуда, к славе не особо стремился, жил себе обычной жизнью, но иногда просто пел для разных групп. Ради него оба Стива поступились даже своими гитарными партиями. Этот альбом стоит послушать только ради Макса.

И я заявляю ответственно - это один из моих самых любимых мужских вокалов. И пусть его фотографию сейчас даже в интернете не найти. Вот то малое, что есть.

Max Bacon. Величайшая рок-поливайка.
Max Bacon. Величайшая рок-поливайка.

GTR (Steve Howe) - Sketches In The Sun (GTR, 1986)

Не знаю насчет Стива который Хакетт, но что касается Стива Хау - то в этом альбоме весь Стив. Скромный, не выпячивающий себя в общем звуке, пашущий на общее дело музыкант - редчайший подвид гитаристов. Но если уж показать себя - то в отдельной сольной вещи, да обязательно особенной, с непривычным звучанием, с ощущением радости и гармонии. "Sketches in the Sun" по звуку напоминает какую-то электро-двенадцатиструнную мандолину. Звук у этой штуки очень резонансный, обертоновый, искрящийся. Очень классная вещь - заряжает какими-то новыми, яркими вибрациями.

London Philharmonic Orchestra - Mood For a Day (Symphonic Music of Yes, 1994)

Стив Хау - неотъемлемая часть Yes, и поэтому я хотел бы подытожить еще один пласт информации, касающийся этой группы, а именно - каверов. Вообще каверы - это зло. Но странным образом именно музыка Yes обладает этим интересным свойством: способностью дополнительно раскрываться в каверах. Казалось бы, переиграть Yes - дело дохлое из-за феноменальной сложности материала. Но не надо забывать, что фанаты Yes - это люди особо упертые, и им всякие сложности вообще до лампочки. Вот эти ребята тому доказательство.

Другое дело - заложенное в музыку Yes бескрайнее поле для фантазии. Сами йесовцы на концертах еще ни разу не повторили свои же вещи в точности, так что же говорить о других группах, которые незамыленным слухом услышали в этой музыке новые интерпретации. Поэтому и существует несколько действительно хороших сборников каверов на Yes, и играют там как раз те группы, которые я вам уже ставил: Cairo, Enchant, и другие товарищи вроде Magellan, Shadow Gallery, Jeronimo Road.

И еще один момент, смежный - касающийся использования оркестра в рок-музыке, и применительно к Yes в частности. Первый такой опыт у Yes произошел на втором же альбоме в 1970 году (Time and the Word). Эксперимент был явно неудачным, и оркестровки были отложены на неопределенный срок. И вдруг, через 30 лет, выходит Magnification, в котором было сделано невозможное - настоящий симбиоз оркестра и прогрессив-рока.

Я это все к чему веду. В 1994 году Стив Хау организовал одно очень странное мероприятие - запись каверов на Yes в исполнении Лондонского филармонического оркестра. Оркестровки были дополнены голосом Андерсона, гитарой Хау, ударными Бруфорда, а продюсировали все это сам Хау, клавишник группы Jethro Tull Дэвид Палмер и сам Маэстро Алан Парсонс. Альбом после выхода был однозначно признан общественностью полным отстоем, он не попал в официальную дискографию Yes, а каждый его участник впоследствии открещивался от него, как мог. И все же... в нем есть что-то неуловимо новое, и через какое-то время он стал мне очень нравиться. Это был сложный эксперимент, и, как мне кажется, без него не было бы гениального Magnification.

Наиболее удачным моментом этого альбома я считаю Survival. Послушайте эту обработку, и послушайте потом оригинал, из далекого 1969 года, из самого первого альбома группы, которая тогда еще совсем не была похожа на самих себя. Мне кажется, это еще один интересный меломанский опыт.

Don't doubt the fact there's life within you,
Yesterday's endings will tomorrow life give you.
All that dies, dies for a reason,
To put its strength into the Season.

Yes (Steve Howe) - The Clap (The Yes Album, 1971)

Рассказ о Стиве Хау, хочешь не хочешь, надо завершать его лучшей вещью - "The Clap".

Кратенько перечислю известные факты о ней: посвящена первенцу Стива – Дилану ("Шлёп!"), играется чуть ли не на каждом концерте разных групп с участием Стива. Впервые прозвучала на альбоме Yes 1971 года, и надо отметить, что это, очевидно, был аванс, жест уважения Стиву, который только-только пришел в группу. Не каждому гитаристу дается возможность получить в первом же альбоме место для сольной вещи, да еще и взятой с концертного исполнения.

Это первое исполнение эталонно, лучше Стив ее не играет. Зато он ее исполняет на концертах каждый раз по-разному, со временем она обрастала все новыми мелизмами и завитушками, и сейчас можно с уверенностью сказать, что The Clap является самостоятельным шедевром среди пьес для акустической гитары, и, не побоюсь замахнуться на святое - одним из джазовых стандартов.

Теперь пару слов от меня лично. Для меня эта вещь – лакмусовая бумажка, детектор внутреннего состояния. Я слышал несколько десятков вариантов ее исполнения, далеко не только самим Мастером Хау. Про Стива я могу точно сказать – он всегда получает кайф от ее исполнения, даже когда его игру заглушает рев благодарной публики, но когда он не в духе – то чуть меньше, и это слышно – в этих случаях он играет ее чисто на технике. Мне посчастливилось слышать ее вживую в исполнении Стива на концерте Asia в марте 2009 года, и, скажу я вам – переживание очень сильное.

Стив Хау играет The Clap, Москва, 2009 год
Стив Хау играет The Clap, Москва, 2009 год

Я ее разучил сам, и могу с уверенностью сказать, что в плохом настроении за нее лучше не браться – не получится. Но если берешься играть ее в хорошем расположении духа, то тебе воздастся – эта вещь обладает такой мощью, что выводит на новый уровень самоощущения и восприятия жизни. Когда я ее разучивал, то перелопатил множество ее исполнений на youtube, чтобы иметь полное представление о ее возможных трактовках.

The Clap играет много народу, кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то просто хорошо, зато с блеском в глазах и своим вкладом (как Steve Morse), кто-то совсем великолепно, но только в техническом плане, без вдохновения (как, например, John Kastelic), но, мне кажется, действительно передать ее сокровенный свет может только добрый человек. Кроме самого Стива, к таким я бы отнес гитариста по имени Jacques Stotzem.

Именно его исполнение, запечатленное на этом ролике, я считаю наилучшим, по нескольким причинам. Во-первых, он при ее исполнении сияет, как солнышко. Во-вторых, посмотрите, как он держит гитару - он подмял ее под себя, как женщину или котенка - сильно, властно, извлекая из нее очень мощный звук, высекая искры, играя с большим запасом по технике, подчеркивая красоту каждого хода, каждой ноты. У меня так не получается - банально не хватает силы в левой руке так прижимать лады. При этом исполнение Жака очень мягкое, со слайдовыми переходами, с отличным легато, в то время как Стив ее играет острее и жестче, но более поверхностно, с большим упором на кантри.

В общем, на основании этих версий учил я The Clap долгих три года, и все же даже близко не подобрался к желаемому звуку. Но я очень старался.

...

Стив, невзирая на проблемы со здоровьем и личные трагедии (в 2017 году у него внезапно скончался сын), записывается и выступает до сих пор. В 2020 году у него вышел новый альбом - Love Is.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!