Найти в Дзене

ОТ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ К ГЕНДЕРУ

Понятие гендера развилось из понятия половых ролей, и, правильно это или неправильно, человеком, которому приписывают роль матери-основательницы этого направления мысли, является Маргарет Мид. Вкратце, это ее тезис о том, что большинство обществ делят вселенную человеческих характеристик на две части и приписывают одну половину мужчинам, а другую - женщинам. Для Мид это разделение довольно произвольно, но она не осуждает его безоговорочно. Она видит в этом недостатки, например, это приводит к некоторым ‘несоответствиям’, в частности к гомосексуальности. Но в целом она видит в этом много преимуществ для общества, культуры и цивилизации. Сама Мид не занимается ни разделением труда по признаку пола, ни различиями в статусе мужчин и женщин. По ее мнению, разделение труда является естественным, и те немногие комментарии, которые она делает по этому поводу, показывают, что она приписывает это к различным репродуктивным ролям мужчин и женщин и к различиям в физической силе между полами. Это,

Понятие гендера развилось из понятия половых ролей, и, правильно это или неправильно, человеком, которому приписывают роль матери-основательницы этого направления мысли, является Маргарет Мид. Вкратце, это ее тезис о том, что большинство обществ делят вселенную человеческих характеристик на две части и приписывают одну половину мужчинам, а другую - женщинам. Для Мид это разделение довольно произвольно, но она не осуждает его безоговорочно. Она видит в этом недостатки, например, это приводит к некоторым ‘несоответствиям’, в частности к гомосексуальности. Но в целом она видит в этом много преимуществ для общества, культуры и цивилизации. Сама Мид не занимается ни разделением труда по признаку пола, ни различиями в статусе мужчин и женщин. По ее мнению, разделение труда является естественным, и те немногие комментарии, которые она делает по этому поводу, показывают, что она приписывает это к различным репродуктивным ролям мужчин и женщин и к различиям в физической силе между полами. Это, конечно, "классические" причины как в рамках антропологического, так и в рамках "здравого смысла" (включая феминистское) мышление.

Мид также не ставит под сомнение иерархию между полами. Она либо игнорирует это, либо считает законным. Она также не обсуждает предписанные различия между полами, за исключением очень ограниченной области "темперамента" (под которым она объединяет способности, склонности и эмоциональную индивидуальность). Долгое время анализ Мид о предписанных различий был главной темой критики половых ролей - критики, которая возникла из стремления защитить права индивидов свободно выражать свою индивидуальность. В процессе подразумевалось, что ‘мужские’ и ‘женские’ черты вместе составляют и исчерпывают все человеческие возможности (см. Ниже).

Хотя этот термин часто приписывают ей, сама Мид редко использует термин "сексуальные роли", потому что на самом деле ее не волновали эти роли, а тем более их критика. Ее целью был скорее анализ и критика женских и мужских "темпераментов’. Фактически, идея сексуальных ролей критически развивалась с 1940-х по 1960-е годы, то есть десятилетия, которые обычно считаются периодом, когда феминизм был "латентным" - благодаря работам Мирры Комаровский (1950), Виолы Клейн и Альвы Мюрдаль (Myrdal & Klein, 1956), и And&e Michel (1959, 1960). Все эти авторы работали в рамках парсоновской социологической перспективы и рассматривали роль как активный аспект статуса. Вообще, "статус" был эквивалентом уровня престижа в обществе, и у каждого статуса были роли, которые должны были выполнять лица, обладающие им. Эта точка зрения явно социологична в истинном смысле этого слова: считается, что ситуации и действия людей обусловлены социальной структурой, а не природой или их особыми способностями.

#секс #гендер #гендерные стереотипы #сексуальные отношения