За свою не очень длинную историю, начавшуюся в конце XIX в., партийно-политическая система объединенной Германии пережила следующие режимы и трансформации:
1) конституционно-монархический режим Германской империи 1871– 1918 гг., с сильным кайзером, слабым рейхстагом, с политической системой канцлерского правления и многопартийной партиомой;
2) демократический режим Веймарской республики 1919–1933 гг. с политической системой канцлерского правления при определенной роли президента, избираемого прямым всенародным голосованием, и многопартийной партиомой;
3) тоталитарный национал-социалистический режим Третьего рейха 1933– 1945 гг. с фюрерским правлением и однопартийной партиомой;
4) демократический режим Федеративной Республики Германии с 1949 г. и до настоящего времени с канцлерским правлением и многопартийной партиомой, которая пережила трансформацию в связи с объединением ФРГ и ГДР.
В современной Германии действует пропорциональная избирательная формула, которая имеет черты, объединяющие ее со смешанной пропорционально-мажоритарной, т. е. партийно-индивидуальной избирательной системой. Избирательное право граждан Федеративной Республики Германия исходит из наличия у каждого избирателя двух голосов для голосования:
1) за кандидата по земельным спискам партий;
2) за кандидата от своего одномандатного избирательного округа (всего округов — 328) по федеральным спискам партий.
В первом случае избиратель голосует за партию. Таким образом между партийными фракциями распределяется 328мест в бундестаге. С 1952 г. для партий ФРГ введен 5% парламентский барьер. Во втором случае избиратель выбирает личность.
В результате голосования половина депутатов избирается по партийным спискам, а другая половина — в избирательных округах прямым образом. Итог выборов зависит от полученной каждой прошедшей в парламент партией доли голосов по партийным спискам, на основании которой и формируется фракция бундестага.
В партийно-политической системе ФРГ Бундестаг выполняет три основные функции:
— является решающим органом формирования правительства;
— служит центром законодательного процесса;
— выступает органом представительства всего немецкого народа.
Работой немецкого парламента руководит президент бундестага. Президент бундестага, а также его заместители и секретари избираются бундестагом. Президент бундестага созывает заседание после избрания депутатов, открывает и ведет эти заседания.
Основная работа бундестага, и в этом смысле он не представляется исключением среди других парламентов, заключается в активности комитетов. Комитетская структура бундестага дает возможность для выражения интересов и проведения своих программных положений как правящим, так и оппозиционным партиям. Количество, состав и структура комитетов бундестага не является постоянной величиной.
Повседневная деятельность комитета, порядок и скорость продвижения дел во многом зависят от его председателя. Поэтому посты председателей комитетов распределяются пропорционально силе и влиянию фракций в бундестаге.
Деятельность фракций проходит под руководством штабов фракций. Штабы крупнейших фракций (ХДС/ХСС и СДПГ), насчитывающих более 200 депутатов, обладающих значительным политическим влиянием и финансовыми средствами, практически определяют основную деятельность бундестага.
Поскольку ФРГ федеральное государство, в структуре немецкого парламента предусмотрен орган участия земель в законодательстве и администрации федерации — бундесрат. Бундесрат состоит из назначаемых ландтагами (парламентами земель) членов правительств земель.
Каждая земля располагает в бундесрате не менее чем тремя депутатскими местами; земли с населением более 2млн жителей имеют четыре места, а земли с населением свыше 6млн жителей — пять мест.
Для характеристики особенностей немецкой демократии политологами ФРГ сформулировано понятие «канцлерская демократия», означающее, что центром партийно-политической системы является глава правительства — федеральный канцлер. Принцип канцлерства соответствует исторической традиции и политической практике всех режимов, объединенной в 1871 г. Германии. При этом канцлер отнюдь не является только «первым среди равных» (министров), а имеет все прерогативы руководителя исполнительной власти. Он избирается бундестагом без прений по предложению федерального президента.
От политической позиции, популярности, психолого-политических навыков канцлера полностью зависит весь состав правительственной команды. Канцлер является ведущей политической фигурой бундестага, фракции своей партии и фактически всей парламентской системы партий.
#германия #фрг #политические партии #понятие #статья