Каждый безбилетный пассажир должен был понимать, как он зайдет на станцию Голутвин, потом как он сможет доехать до конечной станции Москва Казанская (Казанский вокзал) и как он оттуда выйдет.
Путей выхода без билета с Казанского вокзала было несколько, каждый из которых отличался своей неповторимой изюминкой. Каждый из этих выходов можно очень долго смаковать, что мы конечно же и сделаем, но сегодня поговорим про один из таких путей выхода с Казанского вокзала, который вошел в историю под названием «Дорога паука».
Конечная станция маршрута Голутвин – Москва именуется Москва Казанская. Она включает в себя 17 платформ, с которых уходят как пригородные поезда, так и поезда дальнего следования. Но есть еще одна платформа, которую в народе именуют 18-ой платформой. Она закрыта, поезда от нее не уходят. Это даже по сути не платформа, а полуплатформа или недоплатформа, доступ к которой закрыт большими железными воротами на замке. Она примыкает прямо к зданию РЖД, является самой крайней из платформ, а вдоль этой платформы стоит длинный и высокий забор с пиками на концах, на которые не раз напарывались неосторожные безбилетники. Но об этом тоже в другой раз. Так вот.
До 2009 года была следующая схема – приезжала электричка, ты надевал перчатки, прыгал с платформы, доходил до этой 18-ой платформы, залазил на нее и шел либо в открытые железные ворота, которые тогда открывали и держали некоторое время уборщики платформ, либо искал очередную сформированную умельцами дыру в заборе и пролазил через нее. Данный вариант пути позволял уставшему сонному безбилетному и гордому пассажиру не подвергать опасности свое здоровье и жизнь на последнем этапе выхода с маршрута Голутвин – Москва.
Да, прыжок с платформы на железнодорожные пути нужно было совершить осторожно, чтобы не подвернуть ногу.
Да, нужно было дойти до 18-ой платформы, не попав случайно под постоянно приходящие и уходящие поезда.
Да, нужно было лишний раз не попадаться на глаза охране, которая периодически спускалась на пути и жестоко в грубой форме пинками под зад гоняла испуганных безбилетных бродяг.
Да, нужно было приложить усилия, чтобы залезть на 18-ую платформу, которая находится на высоте более 1,5 метров от уровня земли. А платформа не всегда была чистой, убранной, а ее асфальтовая неровная поверхность не является приятной для твоих ладошек, когда делаешь выпад силы с целью залезть на неё.
Но всё это мелочи, когда ты точно знал, что в результате ты либо выйдешь через ворота как уважаемый человек, либо пролезешь в дыру в заборе, что тоже было очень неплохим вариантом. Поэтому данный путь пользовался большой популярностью. О популярности этого маршрута говорила постоянная живая очередь возле дыры в заборе.
Дыры в заборе постоянно заделывались сотрудниками РЖД, как правило путем паяния к дыре нескольких прутьев. Подходя к запаянной дыре, ты автоматически искал глазами другую дыру. Я не знаю, как эти дыры в заборе делались и кем, но их производство было поставлено на постоянную систематическую основу и ни разу не было такого, чтобы после заделывания дыры не появилась в течение суток новая дыра.
Об этом постоянно переговаривались безбилетные бродяги, проходившие в эти дыры, изумляясь кто эти отличные ребята, эти Робин Гуды, которые несли нам, бедным безбилетным пассажирам эти изумительные волшебные дыры в заборе.
Были моменты, когда, идя до метро, после прохождения дыры в заборе, я ловил себя на мысли, что если бы существовало какое-нибудь закрытое общество вольных проделывателей дыр в заборах, то я бы обязательно присоединился к этому мистическому обществу, которое несомненно быстро бы завоевало популярность и стало бы возможно именоваться каким-нибудь закрытым орденом.
Орден проделывателей дыр в заборах познал бы истинную славу! Особенно в 2008-2012 годах. К сожалению, о существовании подобного общества я так ничего и не узнал. Надеюсь у этих Робин Гудов, этих вольных забородырявщиков всё сложилось, надеюсь у них всё хорошо. Кто знает, может некоторые из них до сих пор дырявят заборы в надежде помочь очередному безбилетному пассажиру, который ищет свою безбилетную дорогу со станции Москва Казанская.
Деятельность забородырявщиков была поистине колоссальной и распространялась не только на станцию Москва Казанская, но и на заборы других станций до Москвы, в частности, хочу отметить отличную работу мастеров на станции Новая возле метро Авиамоторная. Этой станции также будет посвящен отдельный пост, она этого заслуживает.
В начале 2009 года дыры в заборе на станции Москва Казанская заделывать перестали. Видимо железнодорожные боссы поняли бесперспективность данной затеи, по сути признав свое поражение в битве с неизвестными забородырявщиками и перешли к новой тактике, которая себя в итоге частично оправдала. К забору по всей его протяженности припаяли стальные пластины. Делать дыры в стальных пластинах на систематической основе было видимо уже крайне затруднительно. В итоге получалась следующая картина.
Ворота постоянно закрыты на большой амбарный замок, везде эти пластины по всему забору, дыр нет, перелазить такой забор крайне сложно, так как зацепиться сложно - пластина слишком плоская, а верх забора усеян острыми пиками. Плюс при определенных погодных условиях этот черный ужасный и неэстетичный забор становился скользким и совсем уж опасным, даже смотреть на него было больно.
Людская безбилетная масса стала двигаться вдоль забора, найдя спасение в небольшом промежутке между этим самым забором и стеной Казанского вокзала. Но было одно «но»: этот промежуток находился на уровне второго этажа и, чтобы спуститься вниз без вреда своему здоровью, нужно было пройти по тонкому бетонному проходу, который вел в тупик. Сам проход напоминал тонкую бетонную дорожку, не рассчитанную на то, что кто-то будет по ней ходить. В конце данной «дорожки» путнику нужно было присесть на корточки и дотянуться до ряда стальных прутьев, идущих вниз, а затем при определенном уровне осторожности спуститься на землю крепко держась за эти прутья. Внизу прутья не доходили до земли примерно около полутора метров, поэтому нужно было прыгать, конечно также соблюдая осторожность ввиду наличия внизу сильных неровностей и выступов, что при неуклюжем прыжке могло привести прыгуна-беднягу к подвернутой лодыжке.
Да, этот путь был не из легких и использовался не всеми, но был популярен среди тех, чья электричка приезжала на 17-ую платформу, так как выйти с нее по данному пути было быстрее всего. Данная небезопасная дорога на свободу стала известна в народе как «Дорога паука».
Такое название возникло не на пустом месте. Во-первых, в 2008 году вышел клип на канале MTV (был такой музыкальный и годный канал) песни группы Агата Кристи «Дорога паука», может помните: «Яяя идууу дорооогой паауукааа». Да, знаю, песня выходила еще в 1998 году, стала хитом, но мне больше понравилась именно версия песни 2008 года и видимо не мне одному. Песня стала настолько хитовой именно в 2008 году, что ее напевали безбилетные пассажиры разного возраста по ходу движения к этому самому забору со стальными пластинами и тонкой бетонной дорожкой, ведущей к свободе.
Во-вторых, люди в конце данного пути, слазившие с бетонной дорожки по стальным прутьям вниз, двигались как паук, плетущий паутину. И визуально это действительно было очень похоже на паука и его паутину.
Не удивительно, что спустя некоторое время в вагоне электрички Голутвин – Москва можно было услышать: «17-ая платформа, ну что, дорогой паука?». Или такое: «сегодня на паутину полезу, приезжаем на 17-ую». Да, так складывается сленг и он по своему ценен, так как по нему можно изучать те или иные вехи в истории не только страны или региона, но и конкретного маршрута, маршрута Голутвин – Москва.