Казалось бы, театр он есть театр. Выступления на сцене, ставящие главной целью заинтересовать зрителей, заставить их сопереживать, радоваться и ненавидеть, увидеть что-то близкое либо наоборот, окунуться в фантастическую, несуществующую реальность. Но между классическим и современным театром уже образовалась такая пропасть, перешагнуть которую просто так уже не получится. Так в чем же различие?
Античный театр
Начал развиваться театр как уличное представление ряженых актеров, которые ходили по улицам и развлекали народ в самый «пьяный» религиозный праздник – Великого Дионисия. Участвовали только мужчины, которые рядились в козлиные шкуры, одевались как бедняки и богачи, разыгрывали веселые юморные сценки. По сути, они и не были актерами – на таких праздниках просто присутствовала художественная самодеятельность, и зависела она от фантазии каждого участника или небольшой группы. Единого режиссера или сценариста просто не было. Была идея – развлекать.
Затем появились маленькие представления из реальных и античных сюжетов.Чаще всего трагического характера – комедий хватало и на празднике. В роли главного выступал драматург. Он был и сценаристом, и режиссером, вел набор актеров, часто сам писал пьесы и даже музыку. И в том числе, играл главные роли. Чуть позже стали появляться сценические группы, где эти роли разделялись.
🔹Это интересно. Существует мнение, что римляне считали обязательным для актера в Колизее во время театрального представления выложиться в игре на все 100%. Да, да, там проходили не только спортивные соревнования и гладиаторские бои – там игрались и пьесы. Причем 100% вживание в роль означало, что если по пьесе актер должен умереть – он должен умереть. Его почитали, но часто, посмертно и недолго… Неудивительно, что пьесы в Колизее показывали только 1 раз.🔸
Чаще всего актеры играли в масках – их задача была передать смысл не лицом, а словами, одеждой и телодвижениями. Женщины в постановках не участвовали.
Классический театр
Изначально в Европе и России появлялись придворные театры. Доступны они были только высшим сословиям. Постепенно начали создавать публичные театры, причем совсем не для того, чтобы порадовать простых людей. Одна из основных мыслей власти была в том, что через зрелище можно пропагандировать толпе определенные идеи. А если все слишком тяжело в стране – необходимо просто отвлечь народ от проблем. Если посмотреть статистику появления театров, можно увидеть, что возникали они как раз таки во времена волнений и революций.
Взяв за основу античное искусство в больших формах, классический театр стал воплощением идеи автора. Главное в нем – досконально точно показать задумку поэта или писателя, донести идею. Без текста сценария театр становится невозможным. Если в нем написано, что справа должен стоять балкон с резными орхидеями – там будет стоять балкон именно с ними, но никак не другой. Если указано, что хозяйка таверны женщина 78 лет – именно пожилая актриса будет выполнять эту роль. Ну, или хорошо загримированная молодая женщина.
Здесь используются академические приемы. Попав из одного театра в другой, даже в другой стране, не зная языка, вы всегда сможете отличить Ромео и Джульетту от Кармэн.
Современный театр
Конечно же, многие современные театры продолжают играть классические пьесы в их настоящем виде. Но именно современный театр отличается другой идеей. Здесь становится главным не автор, и не сценарий. Главное лицо – режиссер. Он может воспользоваться совершенно любыми приемами: визуальными, музыкальными, графическими и другими, чтобы «по-своему» преподнести произведение. Не удивляйтесь, если Ромео и Джульетту будут играть пожилые люди, а Кармен окажется не живой женщиной, а статуей на главной площади Севильи. Главное – режиссер все равно будет рассказывать о силе любви и ненависти.
Поэтому тот самый балкон с резными орхидеями вполне может превратиться в ванну с лепестками роз, а хозяйка таверны 78 лет стать девчонкой лет 20-ти, совсем легкого поведения, приезжающей в ближайший мотель.
Очень хочется отметить, что не всегда современное искусство портит классику. Просто необходимо понимать обычному зрителю, куда именно, на какое представление он идет. Не все поклонники классики поймут того же Виктюка, и просто возненавидят современность. Но и в ней есть огромные плюсы.
Примерами хочется привести театры теней. Это настолько необычные постановки, которые не могут оставить равнодушными никого. Появились театры света и ночи – когда актеры играют роли за счет визуальных эффектов. Это очень красиво. В современных постановках используют произведения блогеров и реперов – и не всегда это плохо. Это тянет к театру молодежь. И потом, когда им рассказывают на сцене, что музыку их любимый исполнитель взял из «Руслана и Людмилы» – они бегут слушать эту оперу и приобщаются к классике.
Иногда нестандартность перфоманса заставляет людей вдумывается не в сюжет, а в смысл. О том, что ненависть это плохо, что богатство и бедность часто идут рука об руку рядом, что красивая оболочка часто просто признак гнили. Изменения в мире не всегда так плохи, как пытаются их представить. И подстраиваясь под действующие реалии, просто стоит думать о творчестве и об эмоциях.
—————————————————————————————————————
Смотрите также:
—————————————————————————————————————
Заходите на канал «Поэтический кабачок»:
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊