Да уже, давно, ещё в апреле я проходила он- лайн тренинг практикующего педагога психолога. И назывался он "Мама, не кричи". Ну я, как примерная ученица слушала и вела конспект. А сегодня полезла разбирать тетради и наткнулась на свои записи с этого курса. Ну и в кратце делюсь с Вами.
Всего курс был разделен на 3 урока.
Вот урок первый
https://zen.yandex.ru/media/id/5e975545119cce228459f3c5/624ee94c893a4f56b6e4afee
Вот урок второй
https://zen.yandex.ru/media/id/5e975545119cce228459f3c5/624ef39f40dd3b27077b2d88
Вот третий. Первый и второй кому интересно был ниже. Общие тезисы, а то много букв.
Тема третьего урока был сиблинг, т.е ссоры и драки между детьми
Основные причины
- Игрушки
Иногда дети не могу мирно жить друг с другом. У них есть сооперация(способность договариватся и уживаются друг с другом)/ конкуренция.
В идеале должно быть 80 процентов кооперация и 20 процентов конкуренция. Дети должны делить но договариваться.
Из за чего возникает конкуренция по теме игрушек. Когда рождается младший ребенок старший немного в шоке. Ну и когда младший подрастает, то естественно интересуется игрушками старшего.
Что на это говорят родители" Ну дай ему, что тебе жалко что ли. Он же маленький". И старший ребенок при этом чувствует что ему ничего не принадлежит. А у детей, особенно старших обострено чувство МОЕ.
Что делать: делать так чтобы младший просил разрешение у старшего взять его вещь. И это надо проговаривать, уже с тех пор, как младший начинает все хватать. Так старший будет чувствовать что его и его личное пространство уважают.
Вещи
- Отсутствие личного пространства. Когда допустим дети живут в одной комнате, понятно, что места не так много. Но нужно и важно организовать для каждого свое место. Место в шкафу, свой уголок, свой стол и собственные вещи.
- Нет представления о плюсах обмена. Допустим дети могу долго спорить и ссорится из за игрушки. Надо научить детей договариваться и обмениваться. Допустим, я тебе дал сегодня машинку поиграть, а ты мне свои фломастеры.
Привлечение внимания родителей
- Разная интерпретации одних и тех же действий. Допустим если младший ударил старшего, то виноватым оказывается старший, типа сам научил. Другая ситуация, старший ударил младшего, виноват конечно старший, и родители не разбираются, что старший то ударил, потому что младший обозвал старшего. Что нужно делать. Ввести общие правила для всех. Допустим каждый ест по одной конфете, все вместе убирают комнату и .т.д
- Роли между детьми не распределены. Дети тянут маму на себя как одеяло. И в этом случае страдает старший. У него уже куча обязанностей и 0 прав. А младший он же маленький, как говорят родители. Нужно иметь баланс между правами и обязанностями. Допустим обязанности старшего пылесосить, обязанности младшего вытирать пыль. Обязанность старшего мыть посуду, обязанност младшего собрать эту посуду. Если допустим старшему дали телефон в 7, то и младший тоже получит телефон в 7.
Поиск виноватого
- Всегда ли можно определить кто прав. Всегда ли это нужно. Задача как родителя оценка поступков а не личности. Это самое главное. Когда ребенок виноват, не говорить ему" Ты такой плохой, как ты мог так поступить с братом", а заместо этого сказать" Твой поступок сегодня был не красивый, пожалуйста, больше так не поступай"
Двойные стандарты
- Отсутствие обязанностей у одного из детей. Что делать: по возрасту должны быть обязанности у каждого
- Отсутствие общей системы семейных правил. Т.е из серии сегодня можно- завтра нельзя
- Отсутствие поощрения и мотивации.