В этом году 115 лет со дня рождения композитора-песенника Василия Павловича Соловьёва-Седого, чьи песни составляют золотой фонд российского песенного творчества.
Василий Павлович родился в простой семье в Петербурге 25 апреля 1907 года. Семья жила на Невском, 139, где его отец служил старшим дворником, до 1929 года. Про дом и отчасти о будущем композиторе см. https://www.citywalls.ru/house10839.html
Способности к музыке проявились рано: игра на балалайке, потом на гармошке, на рояле в квартире генерала в том же доме. Дружил с сыновьями генерала. "Очарованный музыкой" называется книга А.Макарова о Соловьёве-Седом. С.Хентова написала "Соловьёв-Седой в Петербурге".
Седой - прозвище, данное отцом за светлые волосы. Позднее сделал своим псевдонимом, а потом присоединил к фамилии. Старший брат тоже петь любил, но учиться музыке не захотел.
В 1923 окончил единую трудовую школу. Работал тапёром в кино, озвучивал киносеансы и на пару с Е.А.Мравинским занятия в гимнастическом клубе. Импровизировал на радио.
2 года проучился в Музыкальном техникуме, ныне это музыкальное училище им М.П.Мусоргского, потом в консерватории, окончил в 1936 году (29 лет). В 1934 году по радио прозвучала его симфоническая картина "Партизанщина". Пытался написать оперу "Мать". В 1936-м вышел сборник "Лирические песни".
В 1936 году получил две премии на конкурсе Союза композиторов за песни "Парад" на слова А. И.Гитовича и "Песня о Ленинграде" на сл. Е.И.Рывиной.
С самого начала успешно творил в песенном жанре, причём сугубо патриотические песни писал. Их пели известные исполнители: "Казачью кавалерийскую" Утёсов, "Гибель Чапаева" пели в испанских отрядах и Эрнст Буш.
В 1940-м балет "Тарас Бульба". Из-за сплошной политизации сюжет подобрать было нелегко, повесть Гоголя пришлась кстати, тем более, что история совпала с временем подписания договора с Германией о разделе территорий, в том числе польских, ну и затеяли поставить балет в Кировском (ныне Мариинском) театре. Балетмейстер Ростислав Захаров начал ставить, но вместе с большой группой артистов балета перебазировался в Большой театр в Москву, там закончил постановку уже для большого театра, а в Ленинграде работу над балетом продолжил Фёдор Васильевич Лопухов. Балет с успехом прошёл, однако критика высказалась неоднозначно, обвинив исполнителя роли Андрия Вахтанга Чабукиани в том, что он намеренно сделал из перешедшего к полякам врага героя, более яркого, чем Остап. Кстати партнёршей Чабукиани была Дудинская, виртуозный танец которой был в самом расцвете. Говорят, именно это послужило причиной ухода Чабукиани с ленинградской сцены. Повезло тбилисскому театру, а в Ленинграде осталась горевать без партнёра Татьяна Вечеслова.
В Москве конфуза не случилось, хотя роль панночки дали Марине Семёновой, изменив, однако, акценты в либретто.
От хореографии балета остался блестяще поставленный Захаровым танцевальный номер Гопак. Правда в балете это был дуэт-соревнование двух братьев, постепенно выродившийся в концертном исполнении в эффектное соло.
Считается, что придуманные для танца движения стали непременным атрибутом выступлений ансамблей народного танца.
Разразилась война, к этому времени Василий Павлович уже был женат (пианистка Татьяна Давыдовна Рябова, 1912—1993), в 1937 году родилась дочь Наталья, глухая от рождения, она впоследствии стала актрисой Московского Театра Мимики и Жеста. Один из внуков Василий будет вести концерт, посвящённый произведениям Соловьёва-Седого "Слушай, Ленинград!" в Капелле 5 мая.
Вместе с семьёй в 1941-м уехал в эвакуацию в Чкалов (теперь снова Оренбург), там создал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт в район Ржева. Большую роль сыграло умение играть на гармони. Написанные в годы войны песни (около 70 песен) мгновенно становились известны всему фронту, лирико-патриотические, легко запоминающиеся "Вечер на рейде", "Тальяночка", "Соловьи" и другие песни снискали Соловьёву-Седову славу и всенародную любовь.
В 1944 вернулся в Ленинград, адрес Невский, 160, кв. 2 (https://www.citywalls.ru/house3578.html), позже переселился на Фонтанку, 131, кв. 8 (https://www.citywalls.ru/house1867.html ), где прожил до конца дней своих.
Композитор подчеркивал огромное значение для его творчества "музыки архитектуры" родного города: "Я вслушиваюсь, и, действительно, каждый памятник, мост, особняк, каждая набережная, каждое дерево имеет свою тему, свой образ, свое музыкальное развитие, свою мелодию и подголоски. Застывшая музыка архитектуры звучит, и я отчетливо слышу это звучание". Виктор Плешак видит в музыке Соловьева-Седого мелодический пример "как будто застывшей" архитектуры: "Споёмте друзья, ведь завтра в поход" ритмически созвучно образу уходящих ввысь колонн. Он также напомнил, что Валерий Александрович Гаврилин, как и Соловьёв-Седой, находивший истоки своих мелодий в народных напевах, учась в консерватории, написал дипломную работу по песням Соловьёва-Седого.
Теперь на набережной Фонтанки на доме 131 мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1950 по 1979 год жил и работал выдающийся советских композитор герой социалистического труда народный артист СССР Василий Павлович Соловьев-Седой". А сквер между домами 148а и 150 на Невском проспекте, расположенный напротив дома 139, где композитор жил с рождения, очевидно к 100-летнему юбилею был назвал его именем.
Сквер в неплохом состоянии: кусты, деревья, дорожки с ровной плиткой. удобные скамейки, но никакого обозначения имени не имеет, к сожалению это упущение районные власти не торопятся исправить.
Творческий расцвет до середины 1950-х - песни, музыка к кинофильмам ("Первая перчатка", "Небесный тихоход" и др.- ), 9 оперетт ("Самое заветное", "Олимпийские звёзды" и др.), кроме Тараса Бульбы в 1963-м в Ленинградском театре оперы и балета им. С.М.Кирова был поставлен балет «В порт вошла „Россия“», была написана музыка к драматическим спектаклям.
В 1948-м сменил Шостаковича на посту председателя Правления Союза композиторов СПб. Благодаря усилиям Василия Павловича Петербургский союз композиторов получил особняк на Большой Морской, 45. Перестроенный О.Монферраном в 1836 году особняк П.Н.Демидова с 1948 года стал Домом композиторов, здесь проходили концерты, конкурсы, даже кино снимали. Помните кадры из "Окна в Париж" - "В штанах ты здесь никому не нужен!". Теперь оказался не нужен Союз композиторов, во всяком случае в особняке. Особняк выставлен городом на продажу, концерты не проводятся, а композиторы потихоньку пробираются чёрным ходом, но не теряют надежды на чью-нибудь помощь. Дай Бог! Ещё одна заслуга Соловьёва-Седого на посту главы Союза - приобретение участка в Репино в близи залива и строительство на нём 30 коттеджей для композиторов. В каждом минимум 3 комнаты, все удобства, обязательный рояль. Члены Союза имели право жить и творить в коттедже до 3-х месяцев за минимальную оплату. К сожалению время этого "коммунизма" минуло. Теперь всё жёстче. Поддержки государства нет, нет заказов, нет публикаций песен в журналах, календарях, газетах, выходивших огромными тиражами. Впрочем и журналов-то почти не осталось. А публикации сборников практически за счёт авторов... А тогда сборники песен российских авторов выходили огромными тиражами.
Истории некоторых песен описаны здесь https://vm.ru/entertainment/166771-10-samyh-izvestnyh-pesen-na-muzyku-vasiliya-soloveva-sedogo
И ещё ряд должностей официальных отнимали время у творчества, с ними связанные поездки за рубеж в составе официальных делегаций иногда давали материал для новых песен, но всё же пик популярности и творческого взлёта прошёл. Нездоровье и определённый творческий спад наступил. Тем не менее каждое новое произведение, представленное в Союзе, вызывало огромный интерес. Кульминацией творчества стало появление такого бриллианта как "Подмосковные вечера" в 1955 на слова Михаила Матусовского. Впервые песня прозвучала в документальном фильме о спорте в исполнении хора, фоном спортивных достижений. Её прохладно встретили заказчики. Но песня "пошла в народ" и теперь это общепризнанный шедевр, занесённый в книгу Гиннеса как самая часто исполняемая песня ХХ века. Это как знаменитый вальс Евгения Доги, как Bésame mucho ( «Целуй меня много») мексиканки Консуэло Веласкес- можно ничего больше не писать и войти в историю. А у Соловьёва-Седого были ещё "Где же вы теперь, друзья однополчане?"(стихи Фатьянова), "Вечерняя песня" ("Город над вольной Невой", слова А.Д.Чуркина), "Тропки-дорожки" и др.
Потом с 1960 секретарь СК СССР, РСФСР, депутатство и проч.
Умер 2 декабря 1979 после тяжёлой болезни. Александр Колкер, навещавший Соловьёва-Седого в больнице вспоминал как Василий Павлович говорил, что готов все свои награды и звания, а их у композитора было превеликое множество самых разных, готов отдать за возможность сходить в лес за грибами. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Илья Вениаминович Иофф вместе руководимым им камерным оркестром "Дивертисмент задумали памятный песенный вечер с "филармоническим налётом", как он говорит, 5 мая в Капелле:
В подготовке материала мне очень помог телефонный разговор в композитором Виктором Васильевичем Плешаком, который сказал, что вся его жизнь прошла под знаком любви к творчеству Соловьёва-Седого.
Во-первых он с рождения жил в доме 166 на Невском, что стоит напротив дома 139, в котом родился и жил Василий Павлович до 1929 года. На нечётной стороне Невского проспекта из-за длинных фасадов Казанского собора, Гостиного двора и Аничкова дворца номера домов отстают от находящихся напротив номеров на чётной стороне.
Конечно об этом соседстве Виктор Васильевич узнал много позже, но песни Соловьёва-Седого пел ещё мальчиком, учась в хоровом училище при Капелле. Песни "Что ж ты грустишь, паренёк?" и особенно "Протрубил трубач тревогу" на слова Александра Галича ( см. http://a-pesni.org/ww2/oficial/komsp.htm ) были безумно популярны и любимы, десятки лет держались в репертуаре хора. Виктор Васильевич даже напел их в телефон.
Песня была самым популярным жанром в СССР. Советская песня - феномен мировой музыкальной культуры. До середины 1950-х был расцвет советской песни. "Подмосковные вечера" - звёздный час Соловьёва-Седого! Написанная для фильма «В дни спартакиады», чтобы разнообразить кадры о Спартакиаде Народов СССР заказали лирическую песню. Когда Плешаку понадобилось сдать рукописи в госархив, ему показали архив Соловьёва-Седого как пример оформления документов. И там он прочёл отрицательную резолюцию на рукописи "Подмосковных вечеров". В частной беседе режиссёр фильма даже высказался: "Что ж ты, Вася, такое я и сам бы смог написать". Фильм прошёл незамеченным, а фонограмму дали по радио и целые мешки писем посыпались с просьбой повторить песню. Но и тогда присуждение золотой медали Фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году стало для авторов сюрпризом. В 1963 году в Москве проходил Всемирный конгресс женщин, к нему были выпущены пластинки с записями песни на английском и французском языках. В 1964-м Анатолий Соловьяненко исполнил песню на итальянском на конкурсе в Неаполе. Но самым первым исполнителем песни, принёсшим ей небывалый успех, был Владимир Трошин
Виктор Васильевич вспоминает, что, в один из пяти приездов в Китай в оперном театре в Гуанчжоу ему довелось без микрофона со сцены по просьбе устроителей концерта спеть "Подмосковные вечера". Это было его единственное сольное пение на оперной сцене, причём триумфальное благодаря публике, подхватившей песню с первых слов. Можно найти в интернете записи на китайском и даже на японском языках
В 1967-м Плешак принял участие в конкурсе патриотической песни, на котором Соловьёв-Седой был председателем жюри, с песней "Говори мне о России". Хотя официального приза песне не дали, но вставили в финальный концерт в Капелле.
Позднее в 1972-м на Всесоюзном конкурсе песен, посвященных военно-морскому флоту, Плешак с песней "И тогда..." (теперь она известна как "Экипаж - одна семья" - название, придуманное Львом Ошаниным) на слова Ю.М. Погорельского, посланной под девизом "7 футов под килем", должен был получить награду, но конверт с указанием автора потерялся. Многие пытались приписать авторство себе, однако лишь подлинный автор правильно ответил какая нота исправлена в клавире. Получив от Виктора Плешака ответ об исправлении ля на си бемоль, жюри, терявшееся в догадках и даже подумавшее об авторстве Соловьёва-Седого, объявило победителем Плешака. Песню спел популярнейший ансамбль "Самоцветы"
а потом ещё много кто пел, даже Борис Моисеев.
Слава давно пришла к Виктору Плешаку, на счету которого уже 900 песен. У Соловьёва-Седова их 400. Виктор Васильевич шутит, что Соловьёву-Седову платили лучше, поэтому теперь Плешаку приходится больше писать.
Конечно, Соловьёв-Седой всегда работал, не покладая рук, но уже было не его время. Его оперетты были написаны на злободневные либретто, безнадёжно устаревшие теперь, да и стиль, в котором преобладали песенные номера, сменился ныне более сложными музыкальными формами популярного ныне смешанного жанра мюзикл. Если до середины 1950-х все самые известные композиторы-песенники - Соловьёв-Седой, Дунаевский, Баснер, Гаврилин, А.П.Петров, А.Колкер, позднее С.Пожлаков, и др. были ленинградцами, то позднее центр притяжения, переместился в Москву, где были все СМИ. Настало время Д.Тухманова, А.Пахмутовой, М.Таривердиева и др. Песни ленинградцев звучали на местном радио, их знали и любили в Ленинграде, а москвичи выступали по Всесоюзному радио и на телевидении и их сразу подхватывала вся страна.
В 2006-2007 годах Плешак сотрудничал с Водоканалом, ему заказали композиции для поющих фонтанов в акватории Невы, на Московской площади, у Финляндского вокзала и т.д. До сих пор звучат композиции, сделанные им из песен Соловьёва-Седова и Андрея Петрова.
Виктор Васильевич ещё вспомнил, что задумавшись однажды, в чём секрет популярности песен Соловьёва-Седого, он стал импровизировать в миноре на темы песен Василия Павловича, ночь прошла, а на утро пришла мелодия песни "Неповторимый Петербург", которую впоследствии
в 2014-м бывший тогда губернатором Полтавченко назвал неофициальным гимном Петербурга.