Десятки тысяч затонувших кораблей лежат потерянными и забытыми на морском дне, но усилия по их обнаружению и исследованию привели к большим успехам.
Было подсчитано, что три миллиона кораблекрушений разбросаны по морскому дну по всему миру. Большинство из них никогда не будут найдены, но с 2010-х годов поисковики находят даже самые старые и глубокие затонувшие корабли. Что стоит за ускорением открытий?
По словам Дэвида Л. Мирнса, автора книги «Охотник за кораблекрушениями: целая жизнь необычайных открытий на дне океана», поиск затонувших кораблей стал более плодотворным по нескольким ключевым причинам. Во-первых, записи по всему миру оцифрованы, и поэтому к ним легче получить доступ. А во-вторых, подводные дистанционные технологии продвинулись вперед, так что собственно работа по поиску затонувших кораблей стала намного эффективнее.
Как только исследование обнаруживает идеальные охотничьи угодья, исследователи получают гораздо лучшие инструменты для проведения поиска. В частности, отмечает Мирнс, автономные подводные аппараты (AUV) и аппараты с дистанционным управлением (ROV) позволяют исследователям проникать практически на любую глубину океана. Эти транспортные средства также позволяют исследователям расширять целевые зоны поиска.
«Мы можем охватить большую территорию с точки зрения поиска, мы можем расширить область поиска, если подсказки не очень хорошие или расплывчатые, так что это открывает дверь для обнаружения большего количества затонувших кораблей», — говорит он.
Обломки антарктического экспедиционного корабля Эрнеста Шеклтона «Эндюранс» были обнаружены в марте 2022 года во многом благодаря использованию передовых технологий и поисковому судну, способному отбивать льды с легкостью, о которой Шеклтон мог только мечтать в 1915 году. SA Agulhas был построен в 2012 году для снабжения южноафриканских антарктических баз и был прекрасно оснащен, чтобы пробиваться сквозь печально известные сложности морских льдов моря Уэдделла, где Endurance был раздавлен 107 лет назад.
Имея 440 футов в длину и почти 13 000 тонн, он в три раза длиннее и в 37 раз тяжелее обреченного судна, найденного на дне Антарктиды. Когда он прибыл примерно на место крушения Endurance, он развернул робота по имени Sabertooth, который смог спуститься на 10 000 футов, используя гидролокатор для сканирования обломков и камеры, чтобы снять их, в то время как Agulhas взорвал свои пропеллеры, чтобы сохранить в непосредственной близости от льда, и его экипаж проверил спутниковые данные, чтобы защититься от вторжения льда.