«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое»
Так интригующе начинается это произведение… Ну а теперь по порядку, а что же, собственно, произошло с Грегором.
В русском переводе Грегор превращается в насекомое. В оригинальном варианте использовано слово Ungeziefer, что означает ПАРАЗИТ. То есть Грегор превращается не в насекомое, а именно в паразита. Но когда автор описывает нам внешний вид превратившегося Грегора: чешуйчатый живот, многочисленные тонкие копошащиеся ножки, панцирно-твёрдую спину - мы, действительно, представляем себе насекомое.
Эти детали, связанные с насекомым, мешают нам увидеть настоящую суть произведения. Мы так сосредотачиваемся на превращении в насекомое, что не можем увидеть суть книги. Мы слишком концентрируемся на том, как может человек превратиться в насекомое, почему в насекомое, из-за чего и т.д.
А вот если заставить себя оставить эти вопросы на потом, не думать о них, а сосредоточиться на непосредственном содержании книги, то станет понятно, что это история о том, как человек превратился в паразита, не насекомое-паразита, а человека-паразита.
Итак, прочитайте это произведение, не задаваясь вопросом почему в насекомое, почему превратился и т.д. Отложите эти вопросы на потом. Но вдумайтесь в остальной вложенный смысл, и вы увидите, что эта история о том, как человек из человека-трудяги превратился в человека-паразита.
Эта история о человеке, который жил и трудился как другие, заботился о своих ближних, а потом перестал это делать. Его близкие заботились о нем, но чем больше проходило времени, тем большей обузой для них становился Грегор.
Если бы нужно было рассказать историю, о том, как человек-трудяга превращается в человека-паразита, о том, что он не любит свою работу, не хочет работать, но вынужден, а потом, наконец-то, по уважительной причине, он прекращает работать и позволяет своим близким содержать себя и заботиться о себе, разве такая история была бы рассказана как-то иначе, чем Кафка рассказывает про Грегора?!
Главный герой не делает ничего ни для себя, ни для родных. Он только принимает от них. Единственная разница, что в классической истории о человеке-паразите не было бы тонких копошащихся ножек, чешуйчатого живота и панцерно-твёрдой спины. А всё остальное было бы один в один.
Теперь читаем произведение
Итаг Грегор просыпается и видит, что он превратился в паразита-насекомое. Он видит свой чешуйчатый живот, чувствует панцирно-твёрдую спину, видит свои тонкие копошащиеся ножки. И сразу вслед за этим он думает о сползающем одеяле, о портрете на стене, о погоде за окном, о том, что не выспался, и что хорошо бы перевернуться на правый бок, на котором он привык спать…
То есть Грегор не испытывает ни шока, ни ужаса, ну, может быть, немного удивлён.
То есть автор нам, с одной стороны, рассказывает, что Грегор физически превратился в насекомое-паразита, но, с другой стороны, на психоэмоциональном уровне этого превращения нет. Потому что нет никаких эмоций, которые должны были бы быть у человека, если бы подобное превращение с ним действительно случилось.
Уже в четвёртом абзаце мы читаем:
«Ах ты Господи, - подумал он, - какую я выбрал хлопотную профессию! Изо дня в день в разъездах. Деловых волнений куда больше, чем на месте, в торговом доме, а кроме того, изволь терпеть тяготы дороги, думай о расписании поездов, мирясь с плохим, нерегулярным питанием, завязывай со всё новыми и новыми людьми недолгие, некогда не бывающие сердечными отношения. Черт бы побрал всё это!»
Пятый абзац:
«От этого раннего вставания, - подумал он, - можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться. Другие коммивояжеры живут как одалиски. Когда я, например, среди дня возвращаюсь в гостиницу, чтобы переписать полученные заказы, эти господа только завтракают. А осмелься я вести себя так, мой хозяин выгнал бы меня сразу. Кто знает, впрочем, может быть, это было бы даже очень хорошо для меня»
По поводу работы у Грегора несравнимо больше эмоций, чем по поводу того, что он обнаружил, что он насекомое! Работу он не любит и работать не хочет.
Дальше Грегор обнаруживает, что он проспал и думает, что делать, ехать ли на работу или сказаться больным… И опять нет никаких ни мыслей, ни эмоций, связанных с тем, что он обнаружил, что он насекомое.
Все его переживания и действия связаны с ситуацией, когда мы не оправдываем чьих-то ожиданий от нас. Что скажет руководитель? Что сказать родителям? То есть все его эмоции связаны с тем, как его превращение примут другие, а само превращение его не волнует, не расстраивает и не тревожит.
«ему очень хотелось узнать, что скажут, увидев его, люди, которые сейчас так ждут его. Если они испугаются, значит, с Грегора уже снята ответственность и он может быть спокоен. Если же они примут, всё это спокойно, то, значит, у него нет причин волноваться и, поторопившись, он действительно будет на вокзале в восемь часов»
То есть, если признают превращение, то можно расслабиться и на работу ходить уже не придётся. А если не признают, но придётся бежать на поезд.
Кстати, если прям вдумываться в слова, то Кафка нам и не говорит, что Грегор превратился в насекомое, он говорит, что Грегор обнаружил, что он превратился в паразита. Возможно, такая подача – это особенность русского перевода?! Кто знает немецкий, поделитесь, как написано в оригинале. В английском переводе также используется слово обнаружил (he found himself).
То есть получается, что автор нам рассказывает, что Грегор обнаружил (то есть осознал себя), что превратился в огромного паразита, физически этот паразит имеет черты насекомого. Но на психоэмоциональном уровне нет превращения в насекомое, есть превращение в паразита: человека в новом статусе, который больше не будет трудиться, ходить на работу и т.д.
Вместе с превращением Грегор теряет некоторые черты, присущие человеку.
Во-первых, это способность разговаривать.
Во-вторых, это способность и желание заботиться о других.
Первое время после превращения Грегор заботиться о своей семье, правда, только в мыслях:
«До чего же, однако, тихую жизнь ведёт моя семья», - сказал себе Грегор и, уставившись в темноту, почувствовал великую гордость от сознания, что он сумел добиться для своих родителей и сестры такой жизни в такой прекрасной квартире. А что, если этому покою, благополучию, довольству пришел теперь ужасный конец?»
В каком положении они окажутся теперь, когда он не сможет зарабатывать? Ему не безразлично, чем они живут. Он подслушивает под дверью, о чём они разговаривают.
Такие периоды переживаний за родных будут сменяться периодами полного равнодушия к их делам. И, наоборот, максимальной концентрации Грегора на себе.
«А потом он опять терял всякую охоту заботиться о семье, его охватывало возмущение плохим уходом, и, не представляя себе, чего бы ему хотелось съесть, он замышлял забраться в кладовку, чтобы взять всё, что ему, хотя бы он и не был голоден, причиталось»
В-третьих, в размышлениях Грегора становится всё меньше переживаний психоэмоционального уровня (о превращении, о семье, о работе и т.д), всё больше переживаний, связанных с его физическим комфортом (мысли о еде, шум и суета раздражают, хорошо висеть на потолке и лазать по стенам, хорошо сидеть под диваном и т.д.)
С момента превращения Грегор не испытывает никаких отрицательных эмоций по поводу превращения, не пытается вести человеческий образ жизни, общаться хотя бы тактильно с родными, не проявляет желания быть близким к ним. Присутствие людей ему обременительно. Грегор не испытывает дискомфорта будучи насекомым. Более того, находит мелкие радости в своём новом статусе, комфортные для себя позы и занятия (висеть на потолке, тереться о кожаный диван).
Во всём произведении есть только один момент, когда Грегор сопротивляется своему превращению: когда мать и сестра выносят мебель из его комнаты. Ему как насекомому действительно было бы удобнее без мебели, но «зато он быстро и полностью забыл бы своё человеческое прошлое».
И это единственное место в произведении, где он отказывается принимать своё превращение. Всё остальное время он принимает всё как данность. Грегор - тот самый кризисный человек, что и Георг в Приговоре. Человек-щепка, которая плывёт по течению, а не человек борец. Подробный разбор Приговора Франца Кафки здесь
Вообще, Грегор весьма эгоцентричный. Его Я в его мыслях занимает несравнимо больше места, чем мысли о семье. Его раздражают шум и суета, хорошо ли о нем заботятся, хорошо ли у него убираются и т.д.
Грегор же не пытается заботиться о семье вообще. Он переживает за них, но, во-первых, это переживание пассивное, оно не подвигает его к действию, а, во-вторых, все моменты этого переживания у Грегора обращены в прошлое. Действительно, раньше он был человек и заботился о близких, а теперь он паразит и ничего не делает. На своём комфорте он сосредоточен существенно больше, чем на переживаниях о близких.
Может показаться, что у него нет возможности заботиться о близких. Но он не заботиться даже и о себе. Каждое живое существо имеет возможности обеспечить свое существование. Каждый может добыть себе пропитание, организовать своё жилище и т.д. И человек, и насекомое. Но Грегор этого не делает. Родные его кормят, родные убираются в его комнате, а Грегор периодически бывает недоволен качеством обслуживания.
«из-за пыли, лежавшей повсюду в его комнате, лежавшей повсюду в его комнате и при малейшем движении поднимавшейся, он и сам тоже был весь покрыт пылью; на спине и на боках он тоскал с собой нитки, волосы, остатки еды; слишком велико было его равнодушие ко всему, чтобы ложиться, как прежде, по нескольку раз в день на спину и чиститься о ковёр»
Грегор очень пассивный. Он ничем не занимается, он ничего не хочет, ни к чему не стремится, он не расстроен, что стал насекомым. Абсолютная пассивность. От незначительных движений он устаёт. Шум ему мешает. Он сидит в комнате и ничего не делает. Мыслительный процесс у него есть, но гораздо больше мыслей о физическом комфорте, чем каких-либо других мыслей.
Всё это наводит на мысль, что Грегор, конечно же, человек, но очень деградировавший человек.
А вот когда приближается конец, к Грегору возвращаются некоторые ранее утраченные черты человека: он больше начинает думать о родных, он вспоминает прошлое, он представляет, что он снова человек и т.д. Но это уже перед самым концом.
Родственники Грегора сестра, мать, отец – это три разных стадии принятия превращения Грегора. Сестра принимает превращение Грегора и видит в паразите своего брата. Мать не принимает новый облик своего сына, но надеется на его обратное перевоплощение. Отец не принимает нового Грегора, он воспринимает его полностью враждебно.
И всё же родные пытаются заботиться о Грегоре, особенно сестра. Она кормит его, думает, чтобы ему принести из еды, чтобы ему было вкусно. Переживает, когда он не ест. Заметив, что Грегор придвигает стул к окну, она после каждой уборки стала придвигать стул к окну, оставлять окно открытым. Она убирает его комнату. Заметив, что Грегор стал ползать по стенам и потолку, она решила предоставить ему больше места и выставить из комнаты мешавшую ему мебель.
Но чем больше времени проходит, тем меньше в огромном паразите семья видит своего родного человека, тем формальнее становится уход за Грегором. Тем чётче ощущает семья, какой обузой для них является Грегор.
В критике на это произведение очень любят рассказывать, что семья использовала Грегора. Он работал, потому что фирма отца потерпела банкротство, и почти все заработанное отдавал на нужды семьи. После его превращения выясняется, что у отца есть небольшой капитал… И это является поводом говорить, что Грегора использовали.
На самом же деле Грегор был молодым человеком. В последней конторе он проработал пять лет, Кафка упоминает об этом. Но даже если это была не первая его работа, и в целом он проработал дольше, так или иначе, Грегор молод. Его сестре шестнадцать лет, то есть самому Грегору максимум тридцать.
Почему бы ему не работать и не содержать свою семью? Его родители содержали его гораздо дольше.
«Отец же был хоть и здоровым, но старым человеком, он уже пять лет не работал и не очень-то на себя надеялся; за эти пять лет, оказавшиеся первыми каникулами в его хлопотливой жизни, он очень обрюзг и стал поэтому довольно тяжёлым на подъем»
Что нам рассказывает автор?! Один молодой, проработавший пять лет, другой старый, проработавший всю жизнь, содержавший свою семью, и лишь последние пять лет не работающий. По-моему, очевидно, что в этой двойке работать должен Грегор.
В самом начале произведения мы узнаём, что работа Грегору была в тягость. Обнаружив себя огромным паразитом, Грегор гораздо больше думает об обременительной работе, чем о превращении. Первая часть произведения - это связка превращение-работа. И превращение спасает Грегора от необходимости работать.
«Когда заходила речь об этой необходимости заработка, Грегор всегда отпускал дверь и бросался на прохладный кожаный диван, стоящий близ двери, потому что ему делалось жарко от стыда и от горя»
То есть о том, что его пожилые родители и его юная сестра вынуждены работать, Грегор думал со стыдом!
Продолжение разбора Превращения Франца Кафки здесь
Согласны или не согласны? Пишите в комментариях! Обсудим!
И не забывайте подписываться на канал, продолжение следует!