Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ#2.1У полюсов планеты#1.Гонки на льду

Оглавление

У полюсов планеты

Гонки на льду

К началу XX века сложилась ситу­ация, когда белых пятен на карте Земли практически не осталось. Су­ществовало лишь два места, куда доселе не ступала нога человека, - Северный и Южный полюса. Когда же Северный полюс был покорен, то осталась и вовсе одна terra incognita - Южный полюс...

Строго говоря, Южный полюс Зем­ли — условное место. Некая точ­ка, где проходит воображаемая ось вращения Земли. Находится она в са­мом суровом месте планеты — на Полярном плато материка Антар­ктида, где температура практически никогда не поднимается выше -30 градусов по Цельсию. Но удивительное дело: люди издавна стре­мились на себе изведать адский холод шестого континента. Еще ле­гендарный мореплаватель Джеймс Кук в XVIII веке предпринимал неоднократные попытки пробиться сквозь стену льдов, окружаю­щую Антарктиду. А честь первооткрывателей этого материка при­надлежит отважным русским морякам из экспедиции под коман­дованием Беллинсгаузена и Лазарева. После открытия Антарктиды люди устремились к Южному полюсу. И наибольшую активность проявили англичане. Ближе всех к нему подобрался Эрнст Шеклтон в 1909 году, он достиг места, отстоящего от полюса на 100 миль. После чего написал книгу «Самый страшный поход».
Но уже в 1911 году к Южному полюсу отправились сразу две экс­педиции: норвежского исследователя Руаля Амундсена и англичани­на Роберта Скотта, чтобы окончательно покорить это неприступное место. Их соперничество вошло в историю и великой победой чело­вечества, и великой драмой.

Руаль Амундсен держит курс на юг
Руаль Амундсен держит курс на юг

Ахилл и Гектор XX века

Противостояние Амундсена и Скотта чем-то напоминает ле­гендарное соперничество Ахилла и Гектора. В нем Руаля Амундсена можно представить Ахиллом. Как ахеец был практически совер­шенным воином, так норвежец был лучшим в мире исследователем, приспособленным для сражения с суровыми условиями Антарктики.
Еще в юности, прочитав историю пропавшей в поисках Северо- Западного прохода экспедиции капитана Джона Франклина, Амунд­сен загорелся идеей совершить нечто более выдающееся. И с 15 лет Руаль начал готовить себя к грядущим подвигам: ввел для себя стро­гую диету, регулярно ходил на лыжах и даже зимой спал на свежем воздухе.
Участвуя в научной антарктической экспедиции на судне «Бельжика» в качестве второго помощника капитана, Амундсен невольно, когда корабль застрял во льдах, оказался в составе первого экипажа, зимовавшего в Антарктиде. Это дало ему бесценный опыт.
Позже Руаль несколько лет разрабатывал и испытывал полярное снаряжение. К штурму Южного полюса Амундсен подошел во все­оружии. Благодаря поддержке норвежской армии и спонсорской по­мощи аргентинского магната норвежского происхождения — дона Педро Кристоферсена, он сумел оснастить свою экспедицию специ­альными палатками, костюмами и продуктами, предназначенными для использования в арктических холодах.

Техника не выдержала, мулы околели - экспедиция Скотта впряглась в сани
Техника не выдержала, мулы околели - экспедиция Скотта впряглась в сани

Капитан английского флота Роберт Скотт тоже мечтал покорить Южный полюс. Он участвовал в экспедиции Шеклтона, где полу­чил некоторый опыт выживания в Антарктике. Но по сравнению с Амундсеном он был словно любитель, вышедший на поединок с профессионалом. Однако англичане — удивительная нация. Их му­жество и стойкость духа сделали Англию владычицей морей. На зем­ле оставалось лишь несколько уголков, где еще не реял британский флаг. И одно из них было Южным полюсом.
Устранить это недоразумение и взялся Скотт. За счет своей же­лезной воли он преодолевал все препоны на пути к своей цели. Не хватает средств на экспедицию? Роберт тратит на нее все свое со­стояние и еще влезает в долги. Как истинный англичанин, Скотт свято верит в технический прогресс. Поэтому он, в отличие от Амундсена, не увлекается всякими эскимосскими атрибутами, а берет с собой в поход сложное оборудование, например мотосани. Но все же в противостоянии с норвежцем Роберт похож на Гектора, выходящего на бой с более сильным и неуязвимым противником. И подобно тому, как Гектор покинул свою Андромаху в слезах, так Скотт оставил дома жену, только что подарившую ему сына, чтобы ринуться в битву.
В начале 1911 года обе экспедиции — норвежца и англичанина — находились уже на старте. В январе они разбили свои лагеря в Ан­тарктиде. В них и перезимовали. Амундсен ушел со старта первым. 19 октября 1911 года он во главе четырех человек на собачьих упряж­ках устремился к полюсу. Скотт отправился в путь позже, в конце ок­тября.
Пока норвежцы бодро топали на лыжах по ледяным тропам, а их собачьи упряжки ретиво волочили нарты с припасами, у британцев то и дело возникали заминки. Через два дня пути сломались мотосани, потом взятые в качестве тягловой силы мулы показали свою непри­способленность к антарктическим условиям. С болью в душе их при­шлось умертвить. А место, где это было исполнено, англичане назва­ли «Лагерем бойни». Скотт отпра­вился к полюсу с довольно боль­шим отрядом, насчитывающим три десятка человек. По пути он созна­тельно уменьшал его, оставляя 20, 10 и, наконец, только 5 человек.

Роберт Скотт - бесстрашный капитан английского флота
Роберт Скотт - бесстрашный капитан английского флота

Так, на финишной прямой против пяти норвежцев остались пять англичан. Но в каком разном состоянии находились они! Амундсен заготовил припасов с избытком, на обратном пути он даже оставлял их. Скотту же припасы приходилось экономить. И это еще больше замедляло движение его изнемогающего отряда, которому каждая миля давалась буквально с боем.
Еще за 150 километров до полюса Роберт писал в своем дневнике: «Если не станет легче, мы не выдержим». Но британская сила воли не позволяла смельчакам отступить от цели. «На зубах», на характе­ре, на пределе человеческих сил они преодолевали милю за милей.
16 января 1912 года экспедиция Скотта приступила к решающему штурму Южного полюса. Но на подходе к нему обнаружили, что все их титанические усилия оказались напрасными. На полюсе уже гор­до реял норвежский флаг.

Норвежский флаг реет над Южным полюсом
Норвежский флаг реет над Южным полюсом

Последний приют героев

Путь команды Амундсена нельзя назвать легким. Но благодаря отличному снаряжению и детальному учету каждой мелочи она пре­одолела его как отлично отлаженная машина. Дистанция в 1,5 тыс. км в экстремальных условиях, когда температура не понималась выше —40 градусов, была пройдена за 99 дней. 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен покорил Южный полюс. Там он установил норвеж­ский флаг и написал письмо королю Норвегии Хокону VII «и пару строк Скотту, который, по всей вероятности, первым после нас сюда доберется». Это письмо было своеобразной страховкой на случай ги­бели на обратном пути, из него мир должен был узнать имя первоот­крывателя Южного полюса.
Скотт достиг полюса спустя месяц после Амундсена. Он был бук­вально убит тем, что оказался здесь только вторым. И написал в сво­ем дневнике: «Все труды, все лишения и муки — к чему? Пустые меч­ты, которым теперь настал конец». Но с британским благородством Роберт забирает письмо Амундсена с собой, чтобы честно опове­стить мир о настоящем победителе гонки.
Обратный путь экспедиции Скотта печален, но героичен. Рань­ше остатки физических сил англичан поддерживала высокая идея. Теперь ее не стало. Приходилось уже думать только о выживании. Изнуряли голод и цинга. Мороз сводил с ума натуральным образом. Спустя несколько дней Эванс, самый сильный член команды, ли­шился рассудка. Товарищи не решались бросить его в ледяной пу­стыне, но он спас их от необходимости принимать тяжелое решение своей смертью. Потом Отс отморозил ноги. Чтобы не быть обузой товарищам, он ушел из палатки на холод уми­рать.
За 11 миль до очеред­ного склада с припаса­ми англичан отрезала от него разразившаяся буря. Они поняли, что шан­сов на спасение уже нет. После чего попрощались друг с другом, завернулись в спальные мешки и стали ждать, когда смерть придет за ними. Но капитан Скотт коче­неющими от мороза пальцами еще успел написать несколько писем и внести последнюю запись в свой дневник: «Перешлите этот днев­ник моей жене!» Потом зачеркнул «моей жене» и сверху начертал: «Моей вдове».

Судно «Фрам»
Судно «Фрам»

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ