Нынешний год для отечественной истории особенный. 235 лет назад, весной 1787 года, состоялся Таврический вояж – беспрецедентная по значимости поездка Екатерины II в Крым через всю Россию.
Принесла мир
Геополитическая цель предприятия была очевидна – продемонстрировать Европе неоспоримый факт включения в состав России территорий на южных рубежах. В путешествии участвовали послы Англии, Франции и даже император Австрии Иосиф. Его присутствие имело особое значение: Екатерина стремилась заключить с Иосифом союз против Турции.
Самодержица желала убедиться в правильности политики в отношении новых подданных. Она не раз говорила, что лично намерена «поправить многие неудобства, злоупотребления, упущения и несправедливости».
Цели и задачи вояжа коротко и ясно формулировал девиз, который красовался на въездной башне Перекопской крепости, защищавшей вход в Крым с материка: «Предпослала страх и принесла мир». Государыню торжественно встречал большой отряд татарских всадников – недавние враги стали почётной охраной.
Победное шествие
Организацией шествия от моря до моря занимался второй человек в империи – Григорий Потёмкин. Полномочия его были поистине безграничны. Дорогу в Тавриду светлейший князь повелел сделать такой, «дабы не уступала римским». В частности, путь Екатерины обозначали первые в мире дорожные знаки. Каждую версту отмечал специальный обелиск, а через десять вёрст водружали милю – пропорционально вытесанную колонну с восьмиугольной капителью.
Первую, выточенную из красного гранита установили у Царскосельского дворца в Санкт-Петербурге. В Крыму на своих местах сохранились шесть белокаменных колонн: у дороги Бахчисарай – Севастополь, рядом с Ханским дворцом в Бахчисарае, на Северной стороне Севастополя, в Белогорском и Кировском районах.
Символично, что две екатерининские мили стали украшением федеральной трассы «Таврида». А в процессе строительства нового шоссе археологи обнаружили недалеко от Белогорска участок старинной дороги и каменный мост. Дата строительства объектов совпадает со временем путешествия императрицы. Прекрасная их сохранность свидетельствует о высочайшем качестве работы.
В 15 миллионов рублей обошёлся вояж казне. Ещё 4 миллиона добавил Потёмкин из собственных средств. Чтобы можно было представить эти космические суммы, достаточно сказать, что буханка ржаного хлеба в то время стоила 1 копейку медью, за дойную корову давали 8 рублей.
Все расходы скрупулёзно учитывались. В частности, непосредственно в Крыму было истрачено 322 тысячи 800 рублей и 99 с 1/4 копейки.
Часть затрат покрыла Таврическая губерния, деньги были получены от местных соляных промыслов и Феодосийского монетного двора.
Симферополь. Город как памятник
На благословенной земле строились не только дороги – возводились города! Так, в 1784 году в центре полуострова был основан Симферополь, его название переводится с греческого как «город пользы». Столица Таврической губернии ещё только начинала обустраиваться и особой красотой не блистала. Царица отметила, в частности, откровенно бедное убранство церкви. Однако само здание оказалось очень добротным и служит прихожанам по сей день: здесь, как и в XVIII веке, действует храм во имя Константина и Елены.
В Екатерининском саду возвышается прекрасный мемориал, посвящённый основательнице Симферополя. Высокий постамент венчает фигура императрицы. У подножия – скульптуры главных сподвижников Екатерины II в деле присоединения Крыма к России. В центре Василий Долгоруков-Крымский и Григорий Потёмкин-Таврический. По бокам – бюсты полководца Александра Суворова и дипломата Якова Булгакова. Памятник – точная копия монумента, установленного на этом месте в 1890 году. Одна из главных достопримечательностей Симферополя была уничтожена в первые годы советской власти и восстановлена в 2016 году.
Салют на 300 тысяч
Высоких гостей надо было ещё и развлекать. Потёмкин преуспел и в этом. Например, в Карасубазаре организовал огненное шоу. С наступлением темноты «все пригорки на 10 вёрст кругом вспыхнули тремя рядами огней. Посреди этого круга возвышалась гора, из которой взлетел фейерверк на 300 тысяч ракет, изображавший вензель Екатерины!» – восторженно писал французский посол. Для организации грандиозного зрелища главный шоумен империи задействовал присланную из Петербурга бомбардирскую роту. Солдаты отлично справились с задачей, превратив конусообразную гору Шуври в подобие Везувия. Более того, салют настолько поразил местное население, что вершина получила новое название – Катран-яккан-тепе (в переводе с крымскотатарского «холм горящей смолы»).
Севастополь. Достойный поклонения
В Севастополе Потёмкин подготовил грандиозный сюрприз. Взорам изумлённых участников, стоявших на видовой площадке, открылось потрясающее зрелище: огромная бухта, в центре которой выстроились военные и транспортные корабли, а на берегах виднелись первые строения. Громом пушек новорождённый Черноморский флот салютовал Екатерине и её гостям.
Прогулка на шлюпках позволила всем полюбоваться грозной эскадрой вблизи. Затем лодочки подошли к парадной пристани. Поднявшись по лестнице из тёсаного камня, императрица начала знакомиться с городом. Пристань назвали Екатерининской, но официальное название со временем сменилось народным. Графская пристань – один из символов Севастополя.
В сквере напротив Музея Черноморского флота установлен памятник основательнице города славы, что вот уже почти 240 лет олицетворяет величие страны и мощь её оружия.
Бахчисарай. Царский быт
К приезду новой хозяйки и Ханский дворец, и прилегающие к нему кварталы основательно отремонтировали. Город-сад вновь наполнился жизнью.
Посещение Бахчисарая убедительно показало благожелательное отношение императрицы к крымским татарам. «Политика Екатерины не стесняла ни их торговли, ни их религии», – отмечали дипломаты.
Новые подданные платили владычице той же монетой. Судьбе было угодно, чтобы бахчисарайцы спасли самодержице жизнь. На крутом спуске кони не смогли удержать тяжёлую карету, в которой ехала императрица, но встречавшие её местные жители не растерялись и, бросившись под копыта и колёса, остановили экипаж.
Несмотря на отрицательное отношение к самодержавию, весь советский период в Ханском дворце существовала «Екатерининская комната»: портрет её величества, написанный знаменитым Рокотовым, напольные вазы, два дубовых шкафа, зеркала и кровать. Последняя символизировала домашний уют, который ожидал правительницу в бывшей столице враждебного государства. С изменением политической ситуации «походное ложе» долго кочевало по выставкам, пока не нашло пристанище в Художественном музее Бахчисарайского заповедника.
Уже в наше время выставку дополнили не менее интересные экспонаты из запасников. В частности, обращает на себя внимание замковый камень арки с высеченной на нём датой – 1787. Парадная арка была выстроена на въезде в город специально к высочайшему визиту.
Все предметы, помнящие царственную владелицу, займут достойное место в обновлённой экспозиции после окончания реставрации дворцового комплекса.
Путешествие в цифрах
Вояж Санкт-Петербург – Крым – Санкт-Петербург начался 6 января и завершился 11 июля 1787 года. Общая протяжённость маршрута составила около 6 тысяч км.
Находясь на полуострове 13 дней, с 19 по 31 мая, Екатерина посетила 6 городов – Симферополь, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар (нынешний Белогорск), Старый Крым и Феодосию.
Императрицу сопровождали 32 высших сановника. Всего же вместе с прислугой обозревать Тавриду отправились почти 200 человек.
Путеводитель
Участникам вручили специально созданный для них путеводитель-дневник «Путешествие Её Императорского Величества в полуденный край России». Книга содержала краткие сведения обо всех регионах, которые предполагалось увидеть. На каждом развороте имелась чистая страница, куда владелец дневника мог записать впечатления и наблюдения.
Один из экземпляров замечательного издания хранится в научной библиотеке Центрального музея Тавриды в Симферополе.
Путь на пользу
Путешествие – фактически ревизия – оказало огромное влияние на регион: формировалась инфраструктура, возрождалась экономика.
Даже традиционные знаки гостеприимства – хлеб-соль – приобретали на нашей земле особый смысл: в селении Тузла (в переводе с крымскотатарского «солёный», нынешнее село Почётное) каравай был сдобрен 13 образцами самосадочной соли – драгоценным продуктом, которым славился полуостров.
В Старом Крыму можно увидеть древнее дерево шелковицы – свидетеля преобразовательной деятельности Потёмкина, организовавшего здесь центр шелководства. А вот фонтан, обустроенный к приезду Екатерины и долгое время снабжавший горожан родниковой водой, полуразрушен и нуждается в срочной реставрации.
В память о путешествии Феодосийский монетный двор отчеканил золотые медали «Путь на пользу». Эти сувениры Потёмкин преподнёс виновнице торжества и императору Иосифу.
Обезоружить недоброжелателей
Столь значимое событие не могло не обрасти легендами и мифами. Самая известная история – о так называемых потёмкинских деревнях. Хлёсткое выражение обозначает высшую степень показухи.
Действительно, иностранных участников вояжа не покидала мысль о «невсамделишности» происходящего. Они никак не хотели верить в то, что держава, победоносно завершив покорение Крыма, смогла принести благоденствие на разорённую войнами землю.
Геополитические успехи страны вызывали тревогу как в Турции, так и в Европе, где всячески пытались скомпрометировать правительство России, в частности, очерняя доверенное лицо императрицы. Местные интриганы охотно поставляли слухи и домыслы, а «западные партнёры» вовсю их использовали. Потёмкин стал жертвой грязных политтехнологий, однако в письме «сердечному другу» Екатерина перечеркнула все клеветнические измышления: «На зависть соседей я весьма спокойно смотрю. Пусть балагурят, а мы дело делаем».
Распорядок дня
На момент поездки Екатерине Алексеевне исполнилось 58 лет. По меркам XVIII столетия возраст почтенный, посему распорядок дня был максимально приближен к царскосельскому. Матушка просыпалась рано, около 6 утра, пила кофе, часа два занималась неотложными государственными делами. В 9 отправлялись в путь. С 12 до 15 часов обедали – в казённых зданиях, помещичьих усадьбах и путевых дворцах. Затем до 19 часов ехали дальше. Вечерами хозяйка по обыкновению играла со спутниками в карты или лото, в 21 час покидала общество, писала письма или читала, в 23 часа ложилась спать.
Встреча с «амазонками»
В Балаклаве участникам запомнилась театрализованная встреча с «амазонками». В роли мифологических женщин-воительниц выступили жёны и дочери балаклавских греков, состоявших на русской службе. 100 всадниц, вооружённых ружьями, были одеты в специальные «мундиры»: бархатные малиновые юбки и зелёные куртки (цвета греческого полка), на голове – модные белые тюрбаны. Командовала экзотическим воинством супруга одного из офицеров Елена Сарандова. Екатерина была в умилении: присвоила Елене Ивановне уникальное звание «амазонский капитан» и прислала в подарок перстень с бриллиантом.
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ