Оливер Сакс - известный британский невролог, автор популярных книг, переведенных на двадцать языков, две из них "Человек, который принял жену за шляпу" и "Антрополог на Марсе" - стали международными бестселлерами.
Его книга "Музыкофилия" - это исследование о влиянии музыки на психологию и физиологию человека. Что такое музыкальная одаренность? Даже если вы не большой фанат музыки, вам будет сложно оторваться от этой книги, которая помогает разобраться в наших глубинных особенностях, связанных с восприятием музыки.
Хочется поделиться некоторыми тезисами из книги. Итак:
В отношении большинства из нас, музыка обладает великой силой, причем не важно, считаем ли мы себя особенно "музыкальными" или нет. Эта склонность к музыке проявляется в самом раннем детстве, она характерна для всех без исключения культур и, вероятно, восходит е временам зарождения нашего биологического вида.
Про речь и музыку: что первично?
Учитывая сходство между музыкой и языком, не стоит удивляться, что уже два столетия идут дебаты относительно того, развивались ли эти феномены совместно или независимо, и если верно последнее, то что появилось раньше. Дарвин считал, что "музыкальные тоны и ритмы использовались нашими предками в периоды брачных игр и ухаживаний", а речь возникла вторично, из первичных музыкальных тональностей. Герберт Спенсер, современник Дарвина, придерживался иного мнения, считая, что музыка возникла из каденций эмоционально насыщенной речи. Руссо, бывший композитором в той же мере, что и писателем, интуитивно чувствовал, что и то, и другое возникло одновременно в виде певучей речи, и только впоследствии музыка и речь разошлись.
Мозг и музыка
Мы, люди, являемся музыкальным биологическим видом не в меньшей степени, чем видом лингвистическим.
Все мы (за очень редким исключением) способны воспринимать музыку, тональность, тембр, музыкальные интервалы, мелодические контуры, гармонию и ритм. Мы интегрируем эти понятия и конструируем в сознании музыку, пользуясь различными участками головного мозга. К этому подсознательному процессу часто добавляется мощная эмоциональная реакция.
"Невыразимую глубину музыки, - писал Шопенгауэр, - легко постичь, но невозможно объяснить благодаря тому факту, что она воспроизводит все эмоции нашей сокровенной сущности, но не соотносится с действительностью и отчуждена от ее непосредственной боли... Музыка выражает лишь квинтэссенцию жизни и ее событий, но никогда саму жизнь и ее события".
Слушание музыки - это не только слуховой или эмоциональный феномен, но и феномен двигательный.
"Мы слушаем музыку всеми нашими мышцами", - писал Ницше.
То, что мы слышали в детстве, отпечатывается в нашем мозгу на всю оставшуюся жизнь.
Музыка может воздействовать на все наше существо - умиротворять, воодушевлять, внушать покой, приводить в трепет, настраивать на работу или игру, - она же может оказывать мощное лечебное воздействие на больных с самыми разными неврологическими расстройствами.
#музыка #мозг #оливер сакс #книги