Пон Джун-хо, создатель четыре раза оскароносных “Паразитов”, знаменит не только этим фильмом. При всём том, что лично я главную голливудскую премию 2020 года отдал бы "Джокеру", этого корейского режиссёра нужно можно поставить в пример того, как надо снимать фантастику.
Ведь, несмотря на величие “Паразитов” для западной цивилизации, в его карьере есть один, незаслуженно задвинутый в уголок фильм, тоже остро поднимающий вопросы социального неравенства, но уже совершенно в другом ключе. Это картина “Сквозь снег” 2013 года. Отодвинул фильм в сторону сериал, снятый по его следам.
И вот об этом фильме, как образце социальной фантастики, предлагаю сегодня поговорить. Идея статьи навеяна мощным техническим разбором самой идеи реалистичности такого поезда, как в фильме, который провёл на своём канале "Космическая опера и фантастика" Алексей Аряев. Но Алексей сосредоточился именно на том, как и почему поезд из сериала мчится сквозь снег, какие технологии лежат в его основе. А я предлагаю разобрать фильм в части социальной фантастики, утопии и антиутопии.
Два момента:
"многобукофф", статья получалась объёмная, так что приготовьте чашку кофе побольше. И время запланируйте минут 10-15, чтобы не только прочитать, но и в комментариях отметится.
будут спойлеры. Если не смотрели, но планируете - просто заберите статью в закладки, потом прочитаете. Если смотрели - самое время согласится с моими выкладками или не согласится.
О сюжете вкратце, если вы забыли или не знаете. Лет двадцать назад, в 2014-м, человечество захотело решить проблему глобального потепления путём распыления в воздухе специальных химикатов. Но Гретта Турнберг аплодировала недолго... Что-то привычно пошло не по плану и на Земле начался новый Ледниковый период.
Перед началом катастрофы некий сверхбогатый бизнесмен расщедрился и построил железную дорогу через весь земной шар и специальный поезд на неё. То, что на такую стройку надо даже не двадцать лет, остаётся за пределами сюжета. Про реализм происходящего, напомню, можно смело консультироваться с Алексеем Аряевым, он отвечает за инженерию.
И вот уже поезд бесконечно ездит кругами по миру с тремя тысячами выживших людей на борту. За бортом, как обычно предупреждают стюардессы любителей выглянуть в иллюминатор, "далеко за минус 70".
Но расслоение никуда не делось: как и в реальной жизни, в поезде люди поделены на высшие и низшие касты общества. Важные, богатые (что опять же звучит странно) и привилегированные живут ближе к главе состава, тогда как все низшие слои жмутся в хвосте состава.
Периодически возникают восстания из-за жестокого обращения с “хвостовыми жителями” и неравенства, но солдаты поезда подавляют восстания, обычно с жертвами среди восставших. Но низы всё равно мечтают о восстании, которым берётся руководить молодой мужчина Кёртис.
Чтобы не думали ничего плохого о психическом здоровье Пон Джун-хо, сразу отмечу - это не он придумал такую завязку сюжета. Во всём виноваты два француза: Жак Лоб и Жан-Марк Рошетт. Это они ещё в начале 80-х годов нарисовали комикс "Le Transperceneige" с таким сюжетом. Корейский режиссёр лишь экранизировал их графический роман, чем вдохнул в идею новую жизнь. А американцы, как обычно, набросились на горяченькое и слепили сериал.
- ВНИМАНИЕ! Далее идёт анализ фильма со спойлерами основных событий. Если вы не смотрели фильм, но предыдущее описание "зацепило", то лучше сначала посмотрите, а потом возвращайтесь прочитать и обсудить, фильм того стоит. А сериал я не смотрел...
Так вот, “Сквозь снег” для Пон Джун-Хо — это как “Мы” для Замятина или как “1984” для Оруэлла, личный мир в жанре антиутопии. Непривычный, но интересный постапокалиптический сеттинге здесь лишь фон, не более.
Хотя с произведением Оруэлла корейскую картину роднит ещё и один из актеров, Джон Хёрт. В экранизации “1984” молодой Хёрт играл главного героя - Уинстона Смита.
Взяв Хёрта на роль Гиллама, Пон Джун-Хо делает тут сразу две отличные вещи - отсылку и предзнаменование. Сначала Гиллиам предстаёт перед нами как престарелый мужчина из низов, помогающий Кёртису в его революционной деятельности. А к концу фильма мы узнаём, что Гиллиам на самом деле старый и сломленный мужчина, состоящий в сговоре с хозяином поезда. Весь бунт управляется верхами с самого начала и нужен для разрядки низов и их контроля. Говорил же насчёт спойлеров...
Но есть деталь, отличающая эту антиутопию от культовых произведений жанра. Что Замятин, что Оруэлл, что Хаксли создавали свои прогнозы будущего, основываясь на окружающей их реальности и пугающих их предзнаменованиях. Они описывают будущее четко, холодно и даже жестоко. Они не говорят даже намёками, что нам нужно сделать, чтобы избежать этого будущего или же избавиться от него, если оно наступит. А все эмоциональные оценки исходят только от главных героев и присущи не человеку будущего, а скорее людям из более спокойных времен. И оценки эти ничего не дают и ничего не меняют, один человек в этих антиутопиях не способен изменить режим.
Пон Джун-Хо в своей антиутопии демонстрирует своё личное мнение по поводу диктатуры, борьбы с ней и управления людьми. Кому-то фильм может показаться крайне прямолинейным - ведь в принципе любая революция возможна только при содействии кого-то из верхов общества. Однако осмелюсь предположить, что в фильм заложены немного другие концепции.
Одна из главных проблем людей из хвостовой части - противопоставление себя элитам. Являясь по сути единым с элитами обществом (герметичное пространство поезда этому очень способствует), они не признают этот факт и подсознательно отделяют себя от своих притеснителей. При этом, любое противостояние невозможно без знания того, как работает система. Соответственно, противостоять осознанно власти в поезде они просто не могут. Получается дилемма?
И вот, пользуясь своим положением, ресурсами и знанием, как работает общественная система поезда, хозяин поезда сам направляет бунт хвостовых составов. С его точки зрения это оправданно - при таком развитии событий элиты продолжают оставаться элитами, а низкие касты получают то, что хотят - призрачный шанс изменить текущее положение дел. При этом всё в поезде остаётся под контролем его владельца.
Когда Кёртис узнаёт о том, как на самом деле всё устроено, он впадает в отчаяние и почти соглашается на сотрудничество с элитами и, возможно, получает даже шанс стать следующим хозяином поезда. И в этом решении его можно понять. В системе, в её текущем виде, невозможно изменить классовое неравенство - система строится на том, что кто-то будет ниже остальных и страдать, тогда как меньшая часть людей будет получать все возможные блага. И для системы это норма, к которой она будет стремится естественным образом при любом развитии событий.
И, после этого, Пон Джун-Хо всё же даёт ответ, как можно изменить всю систему. Другого выхода нет - систему надо просто сломать. Ведь в такой системе, где изначально фундаментом служит классовое неравенство, невозможны никакие изменения без подрыва основ. В результате лавина, вызванная взрывом в поезде, сносит его с путей и кладёт конец долгому противостоянию локомотивной и хвостовой частей. Но это не конец...
Мир, где выжившие люди остановившегося поезда находят способ жить в снегах и строят новое справедливое общество, невозможен. Финал крайне реалистичен - поезд сошел с рельс, революционный лидер погиб, больше не будет притеснений, похищений детей, убийств. Но, вот реализм, люди оказываются в заснеженной пустыне, холодной и жестокой, а недалеко от них проходит белый медведь.
Вы можете устроить революцию. Но, убрав старую систему со всеми её недостатками для большинства, нужно быть готовым лишиться и тех немногочисленных достоинств, которые у неё были: хотя бы убежищ от ледяных бурь и постоянного источника пищи.
И это крайне честное высказывание. Пан Джун-Хо не говорит, что после слома всё будет хорошо. Впрочем, не говорит о том, что будет плохо: он и сам не знает, что будет дальше. Точно одно - белый медведь это не хищник, а символ хищника, с которым снова предстоит "последний и решающий бой". Но даже при таких минусах будущего, если в системе есть изъяны, при которых множество людей страдают и не равны друг с другом, её надо менять. Выходить навстречу хищнику, а не прятаться от него.
- Для сведения: французский комикс не настолько глубоко социален. Он больше про фантастику: есть там место и виртуальной реальности, и вопросам климатологии, и много ещё чего. Но так как комиксы это "не моё", рассказать подробнее не могу. А вот фильм мне понравился.
Если вы всё же дочитали (давно у меня не было таких объёмных текстов) - честь вам и хвала. И мне тоже, значит смог чем-то зацепить и пока что не время переходить на короткие вертикальные ролики. Впрочем, небольшие тексты мне тоже нравятся - их удобно читать и тут, и в ВКонтакте, и в Телеграм. Подписывайтесь.