ЕГЭ уже на пороге, мы провели большую часть пробников, устроили кучу интенсивов по сочинению и теперь готовы поделиться информацией о сочинении с теми, кто еще ни разу не приходил к нам на подготовку.
Написание сочинения – сложная задача, тем более для тех, кто не может ясно выражать свои мысли на бумаге. Но ее легко выполнить, разобравшись в основных правилах и принципах работы с сочинением.
Обратите внимание! На сочинении будет оцениваться не только грамотное изложение мыслей, но и способность вашего ребенка выявить основную идею и аргументировать ее.
В идеале, ученик должен придерживаться золотой середины, не создавая слишком нагруженных словарных конструкций и получая лаконичный структурированный текст на выходе.
Структура сочинения выглядит так:
Введение
В сочинении, как и в любом другом тексте, должна быть вводная часть. Она является скорее желательным, чем обязательным требованием, делающим текст более гармоничным.
В идеале размер введения не должен превышать 2-3 предложений или одного цитирования.
Раскрытие проблемы
Ко второй части сочинения нужно отнестись с большой внимательностью. Ученик должен несколько раз перечитать задание и убедиться, что верно уловил проблематику (многие дети делают большую ошибку именно из-за невнимательного прочтения задачи).
Нельзя путать понятия "тема" и "проблема", хоть они и схожи. Проблема отражает конфликт, лежащий в основе темы.
Если ваш ребенок правильно поставит вопрос, сделает грамотную подводку к размышлению на тему, то получит плюс 1 балл к общему зачету.
Написание комментария
Комментарий – самая большая часть сочинения на ЕГЭ по русскому языку. На третьем этапе ученик должен выразить свое мнение о проблеме. Сформулировать мысль помогут конкретные примеры из текста, которые отражают суть вопроса. Примерами не стоит злоупотреблять, так как сочинение – это не пересказ.
Приветствуется анализировать приведенные примеры и цитаты. Их можно рассматривать в качестве обоснования или противопоставления для своей позиции.
В комментарии нужно выстроить связь между мнением автора и позицией ученика, которые не всегда совпадают друг с другом.
За основную часть сочинения ваш ребенок получит до 5 баллов, если будет ссылаться не только на автора и художественные произведения, но и на свой жизненный опыт.
Выражение позиции автора
Приводя примеры, ученик должен плавно отразить позицию автора, которая может и не быть сильно выраженной в задании. Часто ее приходится улавливать между строк.
Поощряется использование подобных клише:
Автор: отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает и т. д.
Выражение своей позиции
При описании своего отношения к теме важно не рефлексировать, оценивать мнение автора не слишком агрессивно и навязчиво – это приведет к потере баллов.
Лучше всего оставить немного места для размышлений, обосновав свое мнение конкретными аргументами.
Написание заключения
В заключении нужно максимально сосредоточиться и написать обобщение всего вышеизложенного. Нельзя дублировать ранее написанный текст или точно его пересказывать. Лучше всего выразить свежий взгляд на тему и опираться на свою точку зрения.
Заключение должно перекликаться с предыдущими частями, ни в коем случае не противоречить им.
Если ваш ребенок знает все эти нюансы, он без проблем напишет сочинение ЕГЭ по русскому языку, а если вы еще сомневаетесь в качестве подготовки, приглашаем на интенсивы и курсы в образовательный центр "Маков и Партнёры".