Наверное, это будет слишком громко сказано, но есть фразы-вопросы, которые вопреки всему отдаляют ребенка от родителя.
К примеру, возьму вопрос: "Как дела?". С одной стороны, родитель проявляет заинтересованность делами своего ребенка. Как он считает - интересуется его жизнью.
Но с другой, это настолько отстраненный от жизни вопрос, на который в принципе можно ответить одним словом.
Что дети в итоге и делают...
Если ребенок сам по себе закрытый, неохотно делится новостями, своими переживаниями, успехами и промахами, на вопрос: "Как дела в садике/школе?", то ответит также сухо: "Норм" или "Пойдет".
Но каждый должен понимать, что "Норм" - это вершина айсберга и родитель должен увидеть картину целиком.
Вопрос: "Как дела?", в своей семье вообще нужно запретить :) Это вопрос для чужих, посторонних... На улице... к примеру, встречаешь кого давно не видел и вместе с "Привет" бросаешь: "Как дела?" или "Что нового?".
Тебя в общем-то не особо интересует как его дела, но спросить про жизнь, это как правило хорошего тона. Просто нужно. И ты разумеется понимаешь, что этого нового у него хоть завались, ведь ты не видел его тысячу лет.
Как дела?
Несколько раз сам замечал, когда спрашиваю вечером у Артёма, как дела в садике, получаю лаконичный ответ: "Хорошо". На вопрос: "Что делали? Что нового", получаю ответ: "Играли, кушали, гуляли. Ничего нового".
Этот вопрос так же, как и ответ, - скорее дань семейному общению.
Но если я начинаю раскрывать свой вопрос, например, так:
- В садике сегодня много было детишек? Или кто-то не пришел?
- Ну... не было Аскара..., - сын начинает перечислять, вспоминая отсутствовавших.
Оказывается, что новостей куча, у одной девочки появился котенок, у мальчишки поднялась температура и т.д.
Затем задаю ряд других вопросов, по которым можно составить полную картину того, как у мальчугана дела:
- Ну, хвастайся, чем сегодня кормили? Опять кашку овсяную или супчик с рыбкой? И что тебе показалось вкуснее?
- А вот представь, если бы ты был воспитателем, ты кого-нибудь сегодня похвалил бы?
- Максим больше не падал во дворе? Вот, конечно, он метеоор... так проскользить по грязи, как дрифтер.
- С Аскаром сегодня придумывали какую-нибудь новую игру? И опять девчонок не позвали?
- А вы в догонялки играете во время прогулки?
- Скажи, что тебе сегодня показалось самым досадным? Или что-то расстроило, но ты не хочешь говорить?
- Покажи, какие вы упражнения делаете на физкультуре, а я попробую их повторить, посмотрим, получится ли у меня.
- А кто сегодня был самым веселым в группе?
- Какие сегодня задания проходили по математике? Было что-то сложное? Можешь рассказать?
- А у вас есть кто-то нибудь в садике, кто никогда не спит?
Если уйти от традиционного вопроса и раскрыть его чуточку шире, задать иначе, то и ответы окрашиваются всеми цветами.
Они становятся наполнены эмоциями, а в глазах ребенка видна заинтересованность и, самое главное, он понимает, что его ответ действительно мне интересен и нужен.
А если ко всему этому добавить свои истории и наблюдения из жизни, то разговор становится еще интереснее для ребенка.