На канале "Black Maria Кино" мы ведем серию статей, в которой рассказываем про значимых кинорежиссеров настоящего, за чьими релизами стоит следить и чьи отснятые ленты стоит посмотреть. А также про знаковых режиссеров прошлого, чья фильмография достойна вашего пристального внимания.
Эта статья посвящена современному гонконгскому режиссеру Вонгу Карваю.
Карьеру в качестве режиссера Вонг Карвай начал в конце 1980-х с криминальными драмами "Пока не высохнут слезы" 1988 г., "Дикие дни" 1990 г., "Прах времен" 1994 г. К тому времени царившие гонконгские кунг-фу боевики потеряли былую популярность и появилось новое поколение кинематографистов, активно экспериментирующих с техническими приемами и сюжетной основой киноисторий. Первые фильмы Карвая родились на стыке этих двух направлений.
Вышедший в 1994 г. "Чyнгкингский экспресс" громко возвестил миру о рождении нового значимого кинематографиста с уникальным авторским видением. Романтичная история, анализирующая чувство любви и переживание расставания сейчас считается одним из главных образчиков второго поколения "Новой гонконгской волны". Фильм Вонга Карвая отличался нестандартной структурой повествования, поэтичностью, эстетизмом и музыкальностью. Если вышедший в этом же году фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" заставил мир кино переключиться на нелинейные сюжеты постмодернизма, то "Чyнгкингский экспресс" возвестил эру атмосферного кино.
Вышедший спустя год фильм "Падшие ангелы" 1995 г. оттачивал авторский стиль Вонга Карвая. Это вновь была эстетичная романтизированная картина с необычными главными героями, блуждающими по Гонконгу. Огромный акцент был сделан на цвет, музыкальное сопровождение, обилие нестандартных операторских и монтажных приемов.
Фильм о сложностях взаимоотношений внутри однополой пары "Счастливы вместе" 1997 г. принес Вонгу Карваю победу на Каннском кинофестивале. Лента считается одной из лучших в направлении "Новое квир кино" и обратила внимание мирового киносообщества на режиссера.
Вершиной творчества Вонга Карвая стала романтическая история "Любовное настроение" 2000 г. Это история о длительных и сдержанных взаимоотношениях мужчины и женщины, узнающих о том, что их супруги им изменяют. Как всегда движущей силой фильма выступил не столько сюжет, сколько поэтичная сомнамбулическая атмосфера, мастерски создаваемая режиссером.
Спустя 4 года Вонг Карвай выходит на новый уровень условности и снимает "2046" - фантастический фильм о взаимоотношениях автора-фантаста с соседями по номеру отеля. Тут эротичность и опора режиссера на доминирование визуальных образов вышла на новый уровень.
В 2007 г. Вонг Карвай отправляется в Голливуд и снимает новую романтичную историю "Мои черничные ночи" о переплетении жизней нескольких персонажей с такими звездами как Натали Портман и Джуд Лоу. В центре внимания тут вновь оказались чувство любви, ее потери и ожидания.
Исчерпав потенциал романтических эстетизированных историй, Вонг Карвай вернулся к истокам гонконгского кино и снял биографический фильм о мастере боевых искусств Ип Мане "Великий мастер" 2013 г. Лента получила 2 номинации на Оскар за операторскую работу и костюмы, восхитила зрителей и критиков визуальной составляющей, но подчеркнула слабость режиссера в выстраивании нарратива.
Сейчас Вонг Карвай работает над созданием сериала. А его уникальный стиль давно стал обязательным к изучению кинематографистами во всем мире и широко используется как начинающими, так и именитыми режиссерами современности. Например, сложно не увидеть сходства в сюжете и в форме между "Чyнгкингский экспресс" 1994 г. и излюбленной всеми французской трагикомедией "Амели" 2001 г.
Смотрели фильмы Вонга Карвая? Делитесь впечатлениями в комментариях.
#ТопБЛОГ
Присоединяйтесь к нам во Вконтакте и Телеграме. Ставьте лайки )