Найти в Дзене
Егор Осенев

Великие меценаты: Николай Рябушинский

Фотопортрет нашего героя. Сегодня я продолжу сериал «Великие меценаты». Позвольте представить вам нового героя, Николая Павловича Рябушинского из именитой купеческой династии Рябушинских – мота, кутилу и тем не менее щедрого филантропа, оставившего заметный след в русском искусстве. Родился Николай Павлович 14 мая 1877 года в Москве. С детства он отличался отменным здоровьем и острым умом. К девяти годам он уже говорил на нескольких иностранных языках, как и четверо его братьев. Гимназию он закончил с золотой медалью. Когда ему было десять лет, его отец объединил свои многочисленные предприятия в товарищество П.Рябушинского с сыновьями. Так он стал совладельцем огромного состояния. Когда ему исполнилось 22 года, случилось несчастье – умер его отец, а через год мать. Он закончил Московскую практическую Академию и отправился на стажировку за границу. После этого о понял, что не хочет быть коммерсантом. Он вышел из Товарищества и получил свою часть наследства, а затем уехал в загранично

Фотопортрет нашего героя.

Сегодня я продолжу сериал «Великие меценаты». Позвольте представить вам нового героя, Николая Павловича Рябушинского из именитой купеческой династии Рябушинских – мота, кутилу и тем не менее щедрого филантропа, оставившего заметный след в русском искусстве.

Родился Николай Павлович 14 мая 1877 года в Москве.

С детства он отличался отменным здоровьем и острым умом. К девяти годам он уже говорил на нескольких иностранных языках, как и четверо его братьев. Гимназию он закончил с золотой медалью.

Когда ему было десять лет, его отец объединил свои многочисленные предприятия в товарищество П.Рябушинского с сыновьями. Так он стал совладельцем огромного состояния.

Когда ему исполнилось 22 года, случилось несчастье – умер его отец, а через год мать. Он закончил Московскую практическую Академию и отправился на стажировку за границу. После этого о понял, что не хочет быть коммерсантом.

Он вышел из Товарищества и получил свою часть наследства, а затем уехал в заграничное путешествие и вернулся женатым человеком. Но родственники не приняли его жену и после пяти лет несчастливого брака они расстались, и его бывшая супруга уехала в Австрию к родителям.

После развода Рябушинский построил огромную виллу в Петровском парке. Он разместил в ней коллекцию фарфора и картин, привезенных из путешествия. Так что его дом напоминал скорее музей, чем жилище. Николай Павлович собрал под свое крыло людей искусства – в его доме собирались художники, поэты и артисты. Рябушинский щедро помогал многим талантам. Он увлекся русским авангардом и прикладывал все свои силы, чтобы сделать его популярным.

-2

"Ночной праздник". Картина самого Рябушинского. Он был не только благотворителем, но и поэтом и художником.

Николай Павлович решил создать литературно-художественный журнал, который назвал «Золотое руно». Для этого он пригасил уже популярных художников Коровина и Серова, а также талантливых, но пока неизвестных Кузнецова и Сарьяна. Главным редактором стал бывший у всех на слуху критик Александр Бенуа.

Журнал объединил в единую группу множество художников, впервые показавших себя миру на выставке «Алая роза».

Издание не зависело ни от цензуры, ни от капризов издателей, так как редакция располагалась на вилле Рябушинского, а печаталось в его собственной типографии. Журнал издавался на шикарной бумаге с цветными иллюстрациями, поэтому стоил дорого, однако раскупался практически весь. Полученную выручку Николай Павлович направлял на издательство книг со стихами и критическими статьями. Как издатель Николай Павлович не гнался за прибылью. Ему не удавалось даже выйти в ноль. Так, скажем, в 1906 году при дорогой по тем временам подписке в 15 рублей доход составил 12 000 рублей, а расход 84 000. Он постоянно устраивал шикарные приемы и даже на рядовых заседаниях его соратники пили дорогие вина, элитное шампанское, курили дорогие сигары.

В период с 1908 года по 1910 под знаменем «Золотого руна» состоялись три выставки. Третья выставка представляла только русских художников среди которых были молодые авангардисты Фальк, Машков, Кончаловский. Современники недоуменно спрашивали себя «Это что, массовый психоз?» Синие деревья, желтое небо, голубые мальчики, зелено-лиловые женщины, фиолетовые мужчины… Представленные картины казались им уродливыми и лишенными художественной ценности, а наши современники готовы платить за них миллионы долларов.

-3

Картина Фалька в стиле "кубизм"

Журнал, при всей своей убыточности, продержался на плаву целых четыре года, но и сейчас он представляет художественный интерес. В нем печатались Блок, Брюсов, Бальмонт, Бунин, Волошин, Белый. «Золотое руно» открыло для читателя древнерусское искусство, полотна Венецианова, Ге, Иванова, Ф. Толстого, Врубеля, Бориса-Мусатова, Бенуа, Бакста, Лансере, Рериха...

-4

Автопортрет Рериха, опекаемого в молодости Рябушинским

Рябушинский забросил журнал и у него начался кризис, который он пытался преодолеть кутежами в ресторанах, устраивая пиры в духе древних римлян, играя в карты (по слухам даже проиграл свое имение). Он постоянно менял автомобили и красивых женщин. И в меланхолическом настроении даже пытался застрелиться.

-5

"Суета сует". Депрессивная картина Рябушинского.

После революции он оказался в Париже с остатками состояния, где провел долгую жизнь, целиком посвятив себя искусству. Он открывал антикварные салоны и магазины, устраивал выставки, а в 1930 году открыл художественную галерею «Голубая роза», посвященную авангарду.

Умер он в Монако в 1951, в возрасте 74 лет, оставив после себя самую светлую память.

Николай Павлович остался в истории не только как духовный центр «Золотого руна», но и как человек, продвинувший искусство, которое мы называем современным.

В следующей серии мы поговорим о Савве Морозове, одном из крупнейших предпринимателей, щедром благотворителе, старовере, строившем больницы и дома для рабочих, сократившим рабочий день , введшем декретный отпуск и даже финансировавшем большевистскую революцию,