Найти тему

О чём нельзя писать в хорроре

Оглавление

Парадокс. Казалось бы, жанр ужасов не знает ограничений и табу. Он сам себе хозяин. В каком ещё жанре можно вообще всё?

Оказывается, есть нюансы. Особенно в русскоязычном сегменте хоррора.

Признаться, когда я только начинал писать в этом жанре, то и не подозревал, что существует большой пласт читателей, которые считают, например, «Сумерки» ужасами и ждут от остальных книг примерно такого же. Отсюда родились непонимание, низкие оценки, негативные отзывы в духе: «Купил книгу про ведьм, а там одну ведьму убили и подвесили за ноги! Как так можно?» (если что, это реальный отзыв с одного портала).

Однако же, спустя почти десять лет, мне стало ясно, что всё непросто. Хоррор не так затабуирован, как отечественная фантастика, но, увы, в нём тоже есть свои запреты и раздражители. Снова парадокс. Писать можно о чём угодно. Но за что угодно вам прилетит. Низкая оценка, плохой отзыв, гневные читатели, бегающие за вами по пабликам и форумам.

Итак, ТОП ПЯТЬ вещей в русскоязычном хорроре, которые раздражают читателей.

Убийство животных. Особенно котиков

Да, это лидер по сбору негативных отзывов. Убийство любого животного в тексте воспринимается многими читателями, как нечто столь мерзкое и ужасное, что они закрывают книгу и поливают автора негативом. Забавно, что негатив носит выборочный характер. Мало кто ругает Кинга за убийство мыши в «Зеленой миле», или за роман «Куджо». Но если какой-нибудь другой автор вскользь упомянет, что, например, сектанты убили собаку в ритуальных целях, то всё, хрупкие сердца читателей не выдержат этой информации.

Убийство детей

Вы не поверите, но на убийство детей обычно негативно реагируют меньше, чем на убийство животных. Скажем так, читатели готовы закрыть глаза на обычные убийства детей, но вот чего терпеть не могут, так это мучительные смерти или чрезмерно подробные сцены убийства. Сразу отмечу, что для «чрезмерности» существуют отдельные поджанры, вроде сплаттер-панка. Подразумевается, что читатель хотя бы краем глаза заметит намеки на то, что перед ним произведение как раз в таком жанре (как правило сплаттер маркируется 18+, а в аннотации честно предупреждают, что в книге есть много насилия). Но мало кто у нас в стране читает инструкции и аннотации. Ну и вишенка на торте – даже в сплаттер-панке убийство детей вызывает у людей негатив. Расчленять мужика можно, а вот ребенка – ни за что!

Впрочем, это не только наша боль. Стивен Кинг, написав «Кладбище домашних животных», долго не решался публиковать его из-за того, что смерть ребенка в тексте могла вызвать слишком тяжелые ощущения у читателей.

Просто убийства

Я уже упоминал поджанр экстремального хоррора – сплаттер-панк. На самом деле поджанров много (бизарро, вирд и т.д), но русскоязычные читатели совершенно не привыкли к кровавым подробностям, расчлененке, морям крови и рок-н-ролле.

Речь именно про экстремальные убийства, которые часто по закону жанра описываются в подробностях. Тут автор может поймать множество милых комментариев в духе: «Что в голове у людей, которые это пишут?», «Надо натравить полицию и психиатров!», «Мне страшно жить с этим автором в одном городе» и так далее. Отделять личность писателя от созданного им сюжета, мира или персонажа как-то никто не любит или не умеет.

Примечательно, что одна из самых популярных серий русскоязычного хоррора – «Мист 18+», где под псевдонимом Александр Варго публиковались десятки авторов, стала популярной благодаря сплаттер-панковским романам Сергея Демина.

Плохой финал

В сфере развлечений не любят плохие финалы, это факт. Почти наверняка вы слышали истории, как продюсеры заставляли режиссеров изменять концовки фильмов на более позитивные. Часто экранизации книг тоже подвергаются «цензуре», чтобы не расстраивать зрителей.

Удивительно, но даже в жанре хоррор читатель не приветствует плохие финалы. Самое частое обоснование: «В жизни и так всё плохо, а тут еще и в книге ужас, мрак и беспросветная депрессия». Читатели негодуют, если все герои умрут или зло победит добро.

Забавно, что плохой финал в хорроре обычно закономерен. Даже если девушка-героиня убила-таки кровожадного маньяка, возвращение её к прежней жизни вряд ли возможно. Дети, победившие клоуна-пришельца, уже не станут прежними, а человек, вырвавшийся из лап Пилы, должен будет проходить многолетнюю терапию. Это подразумевается. Хоррор сам по себе не склонен жалеть персонажей, даже самых положительных.

Но для многих читателей это не очевидно, им нужны светлые концовки, полные оптимизма. Отсюда и табу на плохие финалы, которых в книгах в последнее время все меньше и меньше.

Слишком страшно / Вообще не страшно

Да-да, друзья, это, оказывается, очень частый отзыв на хоррор. Непонятно, как с этим явлением бороться, потому что ежу понятно, что критерии «страшности» у всех разные. Кто-то боится тролля из «Гарри Поттера», а кто-то зевает от вида Пинхеда. Но тем не менее, какой бы хоррор вы ни написали, всегда найдется кто-то, кому «слишком страшно» или «вообще не страшно».

Особо впечатлительные авторы стараются подстраиваться под волну читателей и пишут конкретно под запрос: либо нагнетают мерзости и страху, либо, наоборот, уходят в ванильные недоужасы. Это ошибочный путь. Нельзя понравиться всем и лучше писать так, как комфортно самому себе. Если только вы не работаете на конкретную ЦА и не собираетесь выходить за пределы уютного сообщества фанатов.

В общем, как-то так. Помимо очевидных табу, от которых бомбит наших уважаемых читателей, есть еще множество неочевидных. Попробуйте написать хоррор в сеттинге революции 17-го года, и вы узнаете, что любите белых, любите красных, любите зеленых, вы коммунист и анархист, демократ и большевик в одном флаконе, а еще совершенно не знаете мат.часть.

В русскоязычном хорроре «нельзя» подробно описывать мистические ритуалы, потому что «можно вызвать реальное проклятие» и «испортить себе судьбу». Ещё вас поругают за то, что вы поклоняетесь дьяволу, если пишите о нём. Или упрекнут за то, что вы псих, если пишите про психов. И это я забыл упомянуть, что любой автор, пишущий хоррор, априори сумасшедший и что-то с ним не так.

На этом заканчиваю, минуты посещения интернета в психбольнице закончились, пора возвращаться в палату.

Если у вас тоже есть мысли по поводу запретов в хорроре - пишите в комментариях, буду рад обсудить.