Найти в Дзене
АвиаОбоз

«ИрАэро» предупредила о проблемах с ремонтом двигателей SSJ-100

Российские авиакомпании, эксплуатирующие самолет Superjet, предупредили о рисках приостановки полетов из-за санкций. Они столкнулись с проблемами при ремонте двигателей этих самолетов

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Генеральный директор «ИрАэро» Юрий Лапин предупредил губернатора Иркутской области Игоря Кобзева о том, что из-за санкций Евросоюза и США авиакомпании, эксплуатирующие самолеты Sukhoi Superjet 100, не смогут обеспечить ремонт и поддержание технической годности российско-французских двигателей SaM146, что в краткосрочной перспективе может привести к заземлению парка Superjet. Об этом говорится в письме Юрия Лапина, которое он направил 5 апреля. У РБК есть копия документа, его подлинность подтвердил источник в «ИрАэро».

О проблемах с обслуживанием двигателей после введения санкций, запрещающих сотрудничество иностранных производителей с российскими перевозчиками, также сообщили менеджеры еще трех авиакомпаний, использующих Superjet. Один из них заметил, что, если техническая поддержка моторов не выйдет на новый уровень, придется остановить перевозку пассажиров на этих самолетах уже осенью этого года.

Для того чтобы решить вопрос, Лапин просит Кобзева предложить правительству Российской Федерации передать все полномочия по ремонту моторов и отгрузке запчастей для них Объединенной двигателестроительной корпорации. В пресс-службе правительства рекомендовали обратиться за комментариями в Минпромторг. Представитель этого ведомства заявил, что ОДК «делает все необходимое для обеспечения технической поддержки, выполнения ремонтных работ, поставок запасных частей и услуг в отношении всех двигателей, которые компания производит».

Фото: ГК Ростех
Фото: ГК Ростех

Кто летает на Superjet

Российские авиакомпании используют ближнемагистральные самолеты Superjet с июня 2011 года, которые в максимальной компоновке перевозят 103 пассажира. По данным Транспортной клиринговой палаты, в 2019 году, до эпидемии коронавируса, такие самолеты перевезли 5,7 млн человек, или 4,4% от общего пассажиропотока российских авиакомпаний.

Сейчас у перевозчиков в эксплуатации около 150 таких самолетов, говорил в конце марта 2022 года министр транспорта Виталий Савельев. По данным Росавиации, их используют 11 российских компаний: «Россия» (крупнейший оператор, 68 таких машин) и ее материнская компания «Аэрофлот», Red Wings, «Азимут», «ИрАэро», «Газпром авиа», авиапредприятие «Северсталь», «Якутия», «Ямал», специальный летный отряд «Россия» (перевозит высших должностных лиц Российской Федерации) и МЧС.

Superjet летают «достаточно много», их средний налет «составляет около девяти часов в день», что соответствует показателям западных аналогов, отметил глава Минпромторга Денис Мантуров 14 апреля.

По словам Савельева, в текущем году именно на Superjet должна лечь основная нагрузка по выполнению международных рейсов. После введения западных санкций зарубежные лизинговые компании стали требовать от российских авиакомпаний вернуть им самолеты Boeing и Airbus, которые до последнего времени выполняли основные часть перевозок в России и за ее пределы. Теперь при полетах за рубеж есть риск ареста самолетов иностранных марок по требованию лизингодателей. По состоянию на 22 марта перевозчики (среди которых S7, «Победа», Nordwind) лишились таким образом 78 машин (около 10% от всех иностранных самолетов в России), сказал глава Минтранса.

Почему возникли проблемы с моторами

Superjet — это результат сотрудничества конструкторов многих стран. Турбовентиляторные двигатели SaM146 для Superjet производит компания PowerJet — совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн». Причем одни части двигателя производятся и ремонтируются во Франции, другие — в России. Услуги по послепродажному обслуживанию двигателей также предоставляет PowerJet, указано на сайте «ОДК-Сатурн».

Из-за санкций PowerJet приостановила сотрудничество с «ОДК-Сатурн», запретила ей отгрузку российским компаниям любой продукции, даже моторов, находящихся в ремонте в России. Из-за этого «дочка» ОДК отказывается принимать на ремонт агрегаты Superjet. «ИрАэро», у которой семь таких самолетов, уже не хватает четырех двигателей. Иркутская авиакомпания не может получить даже уже оплаченные запчасти, находящиеся на складе «ОДК-Сатурн», так как они принадлежат PowerJet, указывает Лапин. Кроме того, еще по крайней мере два российских перевозчика не могут забрать моторы после ремонта во Франции, сообщили нашему изданию их менеджеры.

Проблемы с двигателями и другими запчастями РБК подтвердил источник, близкий к ОАК. «Такая ситуация сложилась из-за западных санкций, никто не хочет принимать решения, идущие с ними вразрез», — объясняет он. Бизнес Safran Aircraft Engines, связанный с Россией, слишком мал, чтобы рисковать и нарушать санкционный режим, добавляет руководитель консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. РБК направил запросы в пресс-службы Safran и PowerJet.

Superjet, скорее всего, вынужден будет прекратить полеты не из-за проблем с техподдержкой моторов, а «по причине отсутствия таких вещей, как колеса и тормоза, различные датчики и клапаны», добавляет источник, близкий к ОАК. Если не решить задачу по локализации производства и ремонту комплектующих, то до конца 2022 года не смогут летать половина парка Superjet, прогнозирует он.

В пресс-службе МЧС сообщили, что у них нет проблем с обслуживанием двух Superjet, на которых летают сотрудники ведомства: «Их эксплуатация происходит в соответствии с установленными нормативами и требованиями». Представители «Аэрофлота» и Red Wings отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы остальных российских операторов Superjet и представителю ОАК.

Как собираются решать проблемы Superjet

Еще в начале марта 2022 года Мантуров заявил об ускорении работ по созданию полностью локализованной версии Superjet, чтобы впоследствии в стране производилось ежегодно до сорока таких самолетов. Но для того чтобы получить практически полностью российский самолет, его предстоит оснастить пермским мотором ПД-8 и заместить еще 27 других импортных систем воздушного судна, говорил он.

Первый полет Superjet с отечественными моторами намечен на первый квартал 2023 года, говорил руководитель ОАК Юрий Слюсарь в интервью на телеканале «Россия 24» в начале апреля. Серийный выпуск такого Superjet начнется с 2024 года. По словам Слюсаря, чтобы к этому моменту летающие сейчас Superjet надежно эксплуатировались, надо развивать российские компетенции по ремонту отдельных импортных комплектующих и агрегатов, по изготовлению расходных компонентов и ряда оригинальных запасных частей.

ОАК в настоящее время активно занимается вопросами импортозамещения, подтверждает источник, близкий к корпорации. Но многие российские заводы «долго раскачиваются, бюрократизируют запущенные процессы». «Если промышленность не начнет работать слаженно и быстро, риск остановки полетов Superjet очевиден», — предупреждает он.

Минпромторг «готов оказать необходимое содействие» в вопросах технической поддержки Superjet, в том числе двигателей, утверждает представитель ведомства. По его словам, ОДК нацелена «на предоставление максимально качественной техподдержки для предприятий, которые эксплуатируют авиадвигатели». «Делается все, чтобы авиакомпании могли бесперебойно эксплуатировать самолеты Superjet», — подчеркивает представитель «Ростеха».

«Мы удивлены заявлениями авиакомпании «ИрАэро». Насколько нам известно, у них нет проблем с летным парком. Все Superjet сейчас в строю, двигатели на самолетах в наличии, объективных причин поднимать шум нет», — заявили в пресс-службе «Ростеха» уже после публикации материала РБК. Там подчеркнули, что информация о возможной остановке полетов Superjet «не соответствует действительности». «В России на данный момент есть практически все, чтобы осуществлять сервисное обслуживание самолетов этого типа, включая силовые установки. Те проблемные моменты, которые возникли в связи с санкциями, решаются — у нас есть четкое понимание, что мы делаем дальше», — утверждают в госкорпорации.

«Очевидно, что эксплуатация нынешнего парка Superjet зависит от поставки иностранных комплектующих», — отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Для самолетов Airbus или Boeing можно найти запчасти в других странах из числа «дружественных». А для нормальной техподдержки Superjet есть только два пути — импортозамещение или отмена санкций. Пока не появятся российские системы для Superjet, надежность эксплуатируемых машин будет снижаться, заключил Пантелеев.

Источник: РБК

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале