С билетами из Мурманска на Москву была напряженка. Купить пришлось то, что еще было. Одно верхнее, в последнем купе у самого туалета, и два боковых там же, последние. Мне – мои товарищи уступили верхнее. В плацкартном купе все-таки комфортнее, чем на боковых рядом с дверью, которая практически не закрывается. В принципе, ехать не долго, приедешь и забудешь о неудобствах. В нашем случае ситуация осложнилась.
На одной из следующих за Мурманском остановок практически весь вагон заполнился вахтовиками, – охранниками тюремной «зоны». После длительной вахты люди возвращались домой. Причем, радоваться окончанию своей вахты товарищи начали сразу, как только загрузились в вагон. Окна в вагонах весной еще закрыты, и очень скоро в вагоне появился густой запах пота и мужских ног, щедро разбавленный запахом спирта, пива и воблы... Ка к это связано с нами?
Рассказываю. Залитое в животы пиво очень скоро запросилось наружу. Сначала наши попутчики бегали мимо нас по одному. Потом группами. Потом у двери образовалась очередь. И, когда на встречных курсах, жарко дыша перегаром, встречались два человека с животами, они невольно вторгались в наше жизненное пространство…
Мы же возвращались домой из командировки. Руководитель группы – режиссер-документалист, Геннадий Семенович Чумаченко снимал фильм к очередному юбилею «Атомфлота». Мы с товарищем помогали.
Побывали практически на всех судах «Атомфлота», стоявших у пирса в эти дни, включая атомный контейнеровоз «Севморпуть».
Сбылась и моя мечта – побывать на атомном ледоколе «50 лет Победы». Правда, ледокол стоял в доке, на ремонте. При нас снимали его огромный винт. Впрочем, я сейчас не об этом.
Общение с капитаном ледокола, с его экипажем, со всеми людьми, встречавшими нас, работавшими с нами на борту ледокола, оставило очень теплое ощущение. Оказалось, что некоторые члены команды в прошлом моряки ВМФ, или даже подводники. Отсняли массу материалов, записали интереснейшие рассказы из жизни капитана и команды.
А один из членов команды, в прошлом подводник, в перерыве между съемками, предложил нам посмотреть один клип, под названием «Синева». Нет, нет, не спешите. Это совсем не та «Синева», что исполняли «Голубые береты».
Это совершенно другая песня о подводниках, и исполняет ее группа «Яхонт».из Красноярска, Ни о такой группе, ни о такой песне мы не слышали, авторов и исполнителей не знали, но песня понравилась, и мы попросили «сбросить» ее нам на флешку. Потом, в гостинице, слушали запись на компьютере. И, что интересно, прослушав запись один раз, ее непременно хочется повторить. Настолько все в ней удачно сошлось: слова Александра Солусенко, музыка Андрея Иголкина, и голос Михаила Кириллова, что даже после десятого прослушивания впечатление остается то же. Хочется слушать еще и еще. Я не помню, чтобы еще какая-то песня производила на меня такое впечатление. Вот разве только «Кони привередливые» Высоцкого. Но это было давно.
Эта «Синева» ярко контрастировала с привычной для нашего времени «попсой». Ну, в самом деле, станет нормальный человек петь о том, что настроение у него синее, и что, очнувшись с бодуна, он обнаружил в своих руках чьи-то (простите) трусы. А сегодня все песни такие. Формат. Других нет.
Но, вернемся в поезд «Мурманск-Москва. Материалов мы отсняли много. На диктофоне собрали несколько часов аудио записей. Ну, и как своеобразный приз за работу, стала эта новая для нас «Синева».
Тем временем праздник «окончания вахты» в вагоне быстро набирал обороты. Градус и температура повышались в форсированном режиме. Вахтовики начинали понемногу буянить, приставать к другим пассажирам. Где то в середине вагона уже назревала реально драка. Очередь в туалет теперь существовала на постоянной основе, причем, вела себя эта очередь очень громко. На замечания реагировала агрессивно… Пыталась вступить в силовой контакт с молодоженами, ехавшими со мною в последнем купе.
Компьютер был открыт, я пыталась работать с ним, но обстановка не располагала. Было тесно, душно, противно. И тогда я на полную громкость, на весь вагон врубила эту новую для нас песню красноярских ребят.
Тишина в вагоне воцарилась не сразу. Кто-то где-то еще пытался довести до конца начатый спор… Кто-то еще тряс за грудки своего товарища. Услышав необычный звук, все начали прислушиваться.
И уже через пару минут в вагоне стало тихо. Совсем тихо!!! Даже толпа, стоявшая у входа в туалет, стала медленно расползаться по своим местам…
<iframe width="560" height="315" src="//ok.ru/videoembed/257306593811" frameborder="0" allow="autoplay" allowfullscreen></iframe>
В это трудно поверить, но до самого окончания песни все в вагоне сидели тихо, прислушиваясь, не произнося, ни слова. Признаюсь, не ожидала такой реакции, но, когда после первого включения меня попросили врубить «Синеву» еще раз, я не возражала.
И, знаете, после этого эксперимента, вахтовики стали вдруг очень воспитанными. Даже выпитое ими пиво стало вести себя гораздо сдержаннее. По крайней мере, дышащие перегаром люди в камуфляже, проходили теперь мимо нас тихо, и не так часто. Причем, проходя, и открывая дверь в тамбур, не поверите (!!!), – они извинялись за беспокойство(!!!), втягивали животы, старались проскользнуть незаметно, не дыша.
Ночью они и вовсе проходили на цыпочках. Мне даже самой неудобно стало, что так повлияла на людей песня. Вот вам и «волшебная сила искусства»!
Кстати, позже уже, я нашла информацию об этой группе в сети, а, послушав музыку в их исполнении, очень захотелось поделиться с кем-то этой находкой. Наверное те же чувства испытывал человек, подаривший нам «Синеву». То, что делает сегодня "Яхонт" не может не нравиться, особенно, когда на тебя даже с федерального, совершенно официального телеканала регулярно льется «блатняк». Это ж надо до такого додуматься!!! То артисты, изображая какую-нибудь знаменитость, создают по сути пародию, насмешку на знаменитость, и в этом образе пытаются петь. Особенно неприятно смотреть, когда, какой-нибудь, безголосый шоумен напяливает на себя уродливую маску и делает вид, что поет. Он и без маски-то не пел никогда, а тут приходится париться в маске. А ведущий захлебывается от восторга, При этом жюри, в нелепых нарядах работает на камеру. Изображает удивление. Восторгается высоким искусством. После таких передач хочется глотнуть свежего воздуха. Услышать, что-то вменяемое, человеческое. Может, даже патриотическое, потому что патриотизм, любовь к своей Родине это, как ни крути, и есть, то на чем держится любое государство.
И тут вдруг, на борту атомного ледокола – настоящий «Яхонт»! Тот самый глоток свежего воздуха из Красноярска! На мой взгляд, у «Яхонта» любая песня шедевр. Они сами определили себе эту высокую планку. В стихах при минимуме слов, максимум смысла. Слова песен просты и понятны. Мне кажется, что стихи этих песен стоят где-то на одной полке с Твардовским.
А новая, но уже очень известная в сети песня «Бессмертный полк», вполне может встать в один ряд с таким шедевром советской песни, как «Вставай, страна огромная!» Василия Лебедева-Кумача. Написали песню «Бессмертный полк» Виктор и Андрей Иголкины. Отец – Виктор, написал слова, а сын – Андрей – написал музыку.
Это надо слушать и слышать всем. Запомните - группа «Яхонт». Будь моя воля, я бы вместо всех этих сверкающих попугаев в перьях крутила бы целый день произведения в исполнении группы из Красноярска. Это уж точно лучше, чем все, что звучит сегодня с экрана. И в любом случае это лучше, чем «тюремная лирика» на первом, или пошлая и безвкусная «Маска», с ее не совсем здоровым жюри на НТВ..
Или вот еще один яхонт «Яхонта». Послушайте слова! И ведь никаких бикини! Все просто и глубоко. Или, может это со мной что-то не так? В Советском Союзе родилась, в советской школе воспитывалась...
А как вам?