Найти тему

Марина Степнова "Сад": а сады все рубят, рубят (хоть и не вишневые)

У меня появился серьезный повод для гордости. Впервые за несколько лет я прочитала роман из современной русской литературы. У меня нет никакого предубеждения против отечественных авторов. Причина моего отказа от книг постсоветского периода в том, что мне трудно и страшно их читать. События, герои, темы - все это слишком близко, слишком узнаваемо, чтобы от этого можно было абстрагироваться. Помню, какую жуть на меня нагнал роман Юрия Полякова «Небо падших» (лет 15 назад зачитывалась им). Может, я неправильно выбираю, только все, что мне попадалось, было овеяно  мрачностью и безысходностью, а я этого малодушно избегаю.

Лед тронулся благодаря Тотальному диктанту, автором которого в этом году была Марина Степнова, известный и очень уважаемый современный автор. Чтобы пойти морально подготовленной, решила прочитать что-нибудь из написанного ею. На Диктант в итоге, к сожалению, не попала, но роман прочитала, о чем и расскажу ниже.

Выбор романа произвольный. Просто в библиотеке, куда я специально для этого записалась, была только одна книга Степновой. Ну что ж, так даже лучше - нет мук выбора. Итак...

Марина Степнова «Сад»

Собственно, мне даже не пришлось нарушать свои принципы: действие романа разворачивается в 1869-1900 годы. Старая добрая дворянская усадьба, старый добрый сад, который вечно кто-нибудь рубит в финале. Пресловутое умирание дворянской жизни.

Князь Борятинский с супругой приезжают на лето в только что купленное имение Анна, что в Воронежской губернии. Место это чудесное: туда не проехать по весенней распутице и по осенней грязище, зато летом - красота! Ягоды появляются по очереди: одни кусты объели - на подходе следующие. А какой сад!..

-2

То ли эта красота природы, то ли чистый воздух, но что-то определенно ударило в голову княгине, и она вдруг взглянула на свою жизнь другими глазами. Вроде жили счастливо, душа в душу: шутили, смеялись, говорили, приятно проводили время, дверь в спальню княгиня всегда оставляла открытой. И вдруг в одночасье - не этого хотелось, а - страсти, порыва, бури. Соблазнила опешившего князя прямо в саду, а он потом ночью, как школьник, крался на кухню, чтобы стянуть еды и принести ее, как добытого мамонта, в «пещеру» к возлюбленной. Это была лучшая ночь в жизни обоих! Как же так вышло, что эта лучшая ночь стала концом счастливой эпохи?

Отныне дверь спальни закрыта, навсегда, княгиня не появляется, не ест, не гуляет. Врача срочно! Спустя час осмотра - приговор, вердикт или благая весть - беременна! Это в 44 года-то! Знатная дама... Какой позор! Спешно оповещенные взрослые дети в ужасе, но ребенку - быть!

А дальше подробный рассказ об этой странной жизни. Условности высшего света не позволяют женщине  испытать радости материнства: старших детей воспитывают няньки и гувернантки. Поэтому и близости с ними нет. Но если не мешать природе, она возьмет свое, и старая (по тем меркам) мать будет защищать свое дитя, как волчица, готовая перегрызть глотку любому, даже врачу. И вот этот ребенок на склоне лет становится смыслом жизни, и ради него можно перестать замечать некогда любимого мужа, променять столицу на глушь и вверить себя заботам нелюдимого немца - врача.

Почему так вышло? Почему этот желанный ребенок не сплотил супругов, ведь он стал плодом искреннего чувства? А потому что желанным он был только для матери, а для отца стал досадным препятствием, соперником за внимание любимой жены. Ведь так бывает и в жизни: ребенок, рожденный, чтобы скрепить отношения, в итоге их разрушает.

Неподдельный ужас наводят страницы, описывающие рождение ребенка и его болезни. Читая, понимаешь, что в темный век слабости медицины ни простые крестьянки, ни знатные дворянки не были в безопасности и умирали одинаково часто. Роды, длящиеся двое суток без надежды на счастливое разрешение. Ребенок, чуть не задушенный пеленками и умирающий от голода при живой матери, кормилице и десятке нянек. Женщины, страдающие от рака яичников и разлагающиеся заживо. Впору порадоваться, что наша медицина все же продвинулась вперед!

Повествование нелинейно. Большой интерес представляют вставные рассказы о жизни персонажей. Например, о начале рода Мейзелей. Первый - врач Мозель - был сожжен заживо по приказу Ивана Грозного. Его жена, мать твоих детей, обезумев от ужаса и горя, схватила в охапку четырехлетнего сына и босой побежала прочь из этой России, оставив дочерей одного года и девяти лет на произвол судьбы. Почему так? А потому что мальчик всегда ценнее... А потом этот мальчик, чудом выживший в пути, вырос, выучился на врача и вернулся в страну, уничтожившую его семью. Чудны дела твои, Господи!

Есть история про революционера Александра Ульянова, в необходимости которой сомневаются все авторы, чьи рецензии я читала. А мне она показалась интересной, потому что вызвала мысли о том, что из грязи в князи попасть невозможно. Получить статус, богатство можно, но князем ты от этого не станешь. Вот в чем была истинная прелесть дворян - их воспитание, культура, величие были подлинными, лелеемыми поколениями. Одень их в нищенские обноски, дай в руки швабру - они не перестанут быть князьями, как не перестали ими быть члены царской семьи, в эмиграции работавшие белошвейками и таксистами...

Роман оставил произвел интересное впечатление. Мне очень понравился язык повествования и авторский стиль, я читала с большим интересом. Но сопричастности не возникло, я никому из героев не сопереживала, не лила слез, не радовалась - просто читала. Возможно, таков и был замысел автора.

-3

Мне одинаково чужды все. И князь, испытывавший ужас, что его дочка немая - урод, по его словам. И княгиня, в одночасье забывшая мужа и даже не попытавшаяся сохранить семью. И доктор Мейзель, влезший в отношения матери и дочери. Кто ему позволил заниматься воспитанием маленькой Туси? Почему он устранял всех, даже ее мать? В итоге девчонка выросла любящей лишь его, а к умирающей матери даже не зашла.  И сама Туся, эгоистка, как большинство залюбленных детей. Весть о наследстве тут же иссушает слезы по близкому человеку. Да, они позволят воплотить давнюю мечту, скорбь ее была искренней, но все же. Неприятен и слизняк Радович, не сделавший ничего плохого.

Достоинство книги в полном погружении в эпоху. Читая, забываешь, что книга написала в 21 веке. Определенно, теперь хочу прочитать роман «Женщины Лазаря», на данный момент считающийся лучшим у автора.

Друзья, знакомо вам творчество Марины Степновой? Как его оцениваете? Что из ее книг читали? Или вы, как и я, предпочитаете старую добрую классику, проверенную поколениями?

Спасибо, что прочитали!