Найти в Дзене
Фотон - архив

Культура раньше была лучше. Разбираемся почему это так

Оглавление

Многие люди сегодня говорят, что в СССР было лучше. На это им говорят: «Вы просто были молоды, трава зеленее», - и прочую чепуху. Понятно, что люди любят вспоминать времена СССР 70-х и 80-х, ведь тогда были настоящие социальные гарантии, достойная оплата труда и доступное жильё.

Но даже если отойти от таких жизненно необходимых вещей и посмотреть шире, действительно почти всё стало хуже. Особенно это наблюдается в культуре. Давайте разберёмся, почему фильмы, музыка и книги от года к году хуже и при чём здесь рынок?

Цикл жизни рынка

Когда открывается новое направление человеческой деятельности, оно обычно не приносит много денег. В такой момент это своего рода поле экспериментов. С появлением кинематографа режиссёры старались удивить, фотографы – найти необычные решения, а художники - изобразить нечто уникальное и необычное.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но к любой человеческой деятельности, которая привлекает большое внимание, рано или поздно приходят деньги. Вдруг становится понятно, что если найти наиболее широкую и лояльную целевую аудиторию, то можно хорошо обогатиться.

В такие моменты происходит бурный рост рынка. На него приходят новые игроки, лидеры ещё не образовались, конкуренция идёт полным ходом. В этой самой конкуренции рождаются порой шедевры, которые мы вспоминаем до сих пор.

Но потом происходит следующее. Кто оказался успешнее, начинает использовать своё положение, чтобы подмять под себя других. Создаются успешные стратегии, от которых уже лучше не отходить, чтобы больше заработать. Эксперименты становятся опасны, ведь они могут не принести прибыльных результатов.

Добавьте описание
Добавьте описание

В конечном счёте образуется несколько монополистов, которые держат в своих руках большую часть рынка и не дают активным новичкам пробиться наверх.

Цикл жизни рынка заканчивается, он становится средством обогащения нескольких конкретных людей.

Культура тоже рынок

Поэтому мы можем наблюдать, как современная культура деградирует. На самом деле нам кажется, что она катится в пропасть. Люди, которые доят её, как свою корову, получают сегодня хорошие деньги.

Добавьте описание
Добавьте описание

Известный факт, что многие популярные песни написаны одними и теми же продюсерами. Так, например, швед Макс Мартин писал песни для Pink, Кэти Перри, Келли Кларксон, Аврил Лавин, Кристиной Агилерой, Селин Дион и многих других. Всё потому, что все дорожки к успеху уже проложены. Формула хита известна, и вот мы получаем тысячи однотипных бессмысленных песен.

То же самое происходит в кинематографе. Есть формула успешного блокбастера. И такое кино будут клепать, пока оно интересно аудитории. Сама культура вокруг нас воспитывает идеального потребителя. С помощью грамотного маркетинга, о чём мы писали в соответствующей статье, нас и молодое поколение сегодня заставляют смотреть, читать и слушать шлак. Антонио Грамши называл это «культурной гегемонией». Саму культуру он определял следующим образом:

«Культура - совсем другое дело. Это организация, дисциплина внутреннего Я, захват собственной личности, завоевание высшего сознания, с помощью которого человек приходит к пониманию исторической ценности, которой он обладает, его функции в жизни, его прав и его обязанностей.»

Вывод

Сегодня культура стала ещё одним рынком, из которого просто извлекается прибыль. Она стала товаром, как автомобиль или зубная паста – просто выбери понравившуюся модель и упаковку. Она больше не воспитывает личность, что безумно важно в мире погибающей морали.

И раньше было не так. В СССР культура должна была учить, к искусству был большой интерес и высокие стандарты. Вероятно, это от того, что в советской культуре не гнались за деньгами. Там следовали одному из правил всё того же Грамши.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.

#фотон #культура #история #ссср #искусство #творчество #общество #политика