Найти тему
Фотон - архив

Проблематика свободы раньше и сейчас

Оглавление

Одной из важнейших политических проблем сегодня является вопрос о свободе, её понимании, рамках и влиянии на общество. Направления философской мысли по-разному определяют свободу, да и среди обывателей бытует огромное количество мнений. Что такое свобода, действительно ли она нужна и как её получить – попробуем разобраться.

Свобода в древнем мире

Добавьте описание
Добавьте описание

В древности, как несложно догадаться, со свободой дела обстояли не лучшим образом. Почти каждый человек, за исключением немногих, был намертво привязан к месту своего рождения и не особо пытался из него вырваться. Так, среди греков сильны были позиции фатализма. Даже в мифологии сёстры Мойры, плетущие нити судьбы, были по сути сильнее богов. Даже те боялись судьбы и стремились, если не изменить, то подкорректировать ее. Конечно, это связано с тем бытом, который царил вокруг людей. Производимого продукта едва хватало для обеспечения небольшого количества людей и те были вынуждены постоянно этот продукт производить, а значит и о свободе думать не приходилось.

Тот же древний грек был привязан к своему полису практически до конца жизни. Изгнание из родного города, через остракизм, считалось тяжелейшим наказанием, сравнимым со смертью.

Интересный факт: Слово остракизм произошло от греческого слово обозначающее «черепок» или «скорлупа». Дело в том, что голосование за изгнание человека проводилось именно на глиняных черепках.

Свобода с приходом христианства

Добавьте описание
Добавьте описание

Христианство решило утвердить внутреннюю свободу, как наивысшее благо человека, пусть и весьма специфическим способом. Ввиду невозможности обеспечить внешнюю свободу, так называемую «свободу для» утверждалась внутреннее очищение и повиновение Богу, то есть «свобода от». В первую очередь свобода от греха, как отравляющего человеческую душу.

Такой подход сильно повлиял на многие направления философской мысли. Так или иначе позиции христианской свободы сильны и сегодня, несмотря на то, что общество почти отделилось от церкви. Многие называют себя «культурными христианами», имея ввиду то, что они не разделяют сверхъестественную наполненность христианства, а принимают его ценности и понимание свободы. Среди таких людей даже ярый борец против религии Ричард Докинз.

С дальнейшим развитием производительных сил и производственных отношений производимого продукта стало достаточно. Появилось свободное время, которое не нужно было тратить на воспроизводство жизненно необходимых товаров. Это привело к выделению людей, которые могли сделать своим ремеслом осмысление реальности вокруг нас. Сегодня мы называем их интеллектуалами. Нечто похожее произошло и в Греции в период рассвета философии, ведь именно люди, которые ввиду своего социального положения могли не тратить большую часть времени на работу, становились мыслителями.

Интеллектуалы эпохи просвещения и их последователи заметно расширили понятие свободы и открыли перед ней новые горизонты. Они сменили акценты с внутренней свободы на внешнюю, придавая ей большое значение. Сегодня мы живём в мире, когда чаще всего популяризируется извращённое понимание свободы. Оно измеряется чисто количественными и не влияющими на жизнь показателями. Мы забываем про внутреннюю свободу, которая или прямо или опосредованно сужается ото дня ко дню.

Это свобода в первую очередь для индивида и от индивидов. Люди мыслящие такими категориями не думают о социуме, и в этом их главная ошибка, ведь нельзя жить в обществе и быть свободным от него.

Свобода по Марксу. Синтез идей.

Добавьте описание
Добавьте описание

Карл Маркс постарался соединить на равных правах внутреннюю и внешнюю свободу. Если вчитаться в его многотомные произведения, то становится понятно, что человек будущего по Марксу - это индивид, который может заниматься продуктивной общественно полезной деятельностью и развиваться. Этого можно добиться путём серьёзного переустройства общества через превращение мировых богатств в мировое достояние.

По сути марксистский проект единственный, который дал новое определение свободы. Маркс подошел к его анализу с диалектических позиций и утверждал, что свобода возможна лишь в определённых рамках. Так, например, даже свобода творчества всегда имеет естественные ограничения. Художник не может выйти за пределы холста, композитор - за пределы нотной грамоты. Так и человек не может быть полностью свободен от общества вокруг, а значит и развиваться он вынужден внутри общества, благодаря обществу и для общества.

Такая концепция сегодня имеет особое значение из-за атомизации общества и замкнутости людей в себе. Особенно это актуально в период пандемии, когда многие сидят дома и мало контактируют друг с другом.

Только в общественном благе можно обрести подлинную свободу. Развивая эту мысль, Чернышевский предлагает идею высшего эгоизма. Согласно ему, высшем эгоизмом является коллективизм, ведь через помощь всем ты по сути поможешь и себе, а сделав общество лучше - ты сделаешь лучше себя, ведь ты его часть. Вероятно, такая концепция является единственной перспективной моделью в нашем мире, иначе общество ожидает деградация.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.