Найти тему

ХОДИМ ПАРОЙ

20 апреля, в День двойников, представляю вам один из моих любимых образов в живописи – парные портреты с книгами.

Традиция парного портрета восходит к античным нумизматике и глиптике, когда бюсты соправителей супругов или соправителей объединяли в одну композицию. Второй источник – ктиторские композиции, в которых основатели монастырей и церквей изображались на створках по обе стороны от центрального изображения Христа, Богоматери или святого.

Ганс Мемлинг. Портреты банкира Пьерантонио Барончелли и его жены Марии Бончани, 1489, д., м.
Ганс Мемлинг. Портреты банкира Пьерантонио Барончелли и его жены Марии Бончани, 1489, д., м.

Наиболее часто парные портреты с книгами можно видеть в т.н. «благочестивых диптихах» (и триптихах), представляющих молящихся донаторов рядом со святыми покровителями.

Алтарь Рогира ван дер Вейдена до сих пор хранится в Госпитале Дье в Боне. На внешних створках изображены канцлер Николя Ролен и его супруга Гигуана, погружённые в религиозное чтение.

Рогир ван дер Вейден. Алтарь «Страшный Суд», 1445–1450, д., м.
Рогир ван дер Вейден. Алтарь «Страшный Суд», 1445–1450, д., м.
Ян Госсарт. Створки алтаря «Жертвователи», между 1525 и 1532, д., м.
Ян Госсарт. Створки алтаря «Жертвователи», между 1525 и 1532, д., м.
Мартен ван Хеемскерк. Алтарные створки с донаторами, ок. 1540, д., м.
Мартен ван Хеемскерк. Алтарные створки с донаторами, ок. 1540, д., м.

В XVI–XVII веках создавались парные портреты и свадебные триптихи, сочетающие религиозное и светское начала. Они получили обобщённое название ПАНДАНЫ (фр. pendant – соответствие, пара). Книги здесь символизируют священность брачных уз, следование идеалам благочестия и возрастание в вере.

Неизвестный нидерландский художник. Семейный портрет, ок. 1600, д., м.
Неизвестный нидерландский художник. Семейный портрет, ок. 1600, д., м.
Иоахим Втеваль. Портреты Йохана Патера, адвоката города Утрехта, и его жены Антонетты, 1626, х., м.
Иоахим Втеваль. Портреты Йохана Патера, адвоката города Утрехта, и его жены Антонетты, 1626, х., м.

Иногда парность образов акцентируется двойными надписями на включённых в портреты книгах или письмах. Так, в руках бургомистра города Брюгге мы видим письмо с началом латинской пословицы: «Будь мудрым…» Его жена изображена с молитвенником, на верхнем обрезе которого написано окончание пословицы: «…и действуй соответственно».

Неизвестный художник круга Петера Пурбуса. Портреты бургомистра города Брюгге, Ленерта ван Казембрута, его жены Годелив Брест, 1547, д., м.
Неизвестный художник круга Петера Пурбуса. Портреты бургомистра города Брюгге, Ленерта ван Казембрута, его жены Годелив Брест, 1547, д., м.

Обратите внимание: в парном портрете латеральные символы «правого» как «мужского» и «левого» как «женского» даются с учётом зеркального переворота на зрителя. Изображение женщины располагается по левую руку от парного ей мужского, но зритель видит её справа. Образ книги придаёт композиции цельность и завершённость.

Виллем ван дер Влит. Портрет Виллема Рейерса де Ланге и его жены Марии Пинджнакер, 1626, д., м.
Виллем ван дер Влит. Портрет Виллема Рейерса де Ланге и его жены Марии Пинджнакер, 1626, д., м.
Неизвестный художник Немецкой школы. Портреты дамы и господина, 1626, х., м.
Неизвестный художник Немецкой школы. Портреты дамы и господина, 1626, х., м.

Продолжением традиции стали супружеские портреты XVIII–XIX веков. Они трактовались как парные, когда каждый из супругов был представлен на отдельном холсте, но при этом изображения выдержаны в едином стиле, а фигуры обращены вполоборота друг к другу. Панданы могли размещаться в галерее как рядом, так и фланкируя помещённые между ними портреты детей или друзей семьи.

Книги, журналы, газеты здесь воплощают идеалы образования, идеи Просветительства, синтез знания и веры. В мужских портретах они указывают преимущественно на интеллектуальную деятельность, в женских – на добродетельность и благонравие.

Иван Аргунов. Портреты Козьмы Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел, и его супруги, 1757, х., м.
Иван Аргунов. Портреты Козьмы Хрипунова, некогда переводчика и секретаря Коллегии иностранных дел, и его супруги, 1757, х., м.

Вам нравятся парные портреты? Возможно, вам встречались и другие панданы с изображениями книг? Поделитесь в комментариях.