20 апреля, в День двойников, представляю вам один из моих любимых образов в живописи – парные портреты с книгами.
Традиция парного портрета восходит к античным нумизматике и глиптике, когда бюсты соправителей супругов или соправителей объединяли в одну композицию. Второй источник – ктиторские композиции, в которых основатели монастырей и церквей изображались на створках по обе стороны от центрального изображения Христа, Богоматери или святого.
Наиболее часто парные портреты с книгами можно видеть в т.н. «благочестивых диптихах» (и триптихах), представляющих молящихся донаторов рядом со святыми покровителями.
Алтарь Рогира ван дер Вейдена до сих пор хранится в Госпитале Дье в Боне. На внешних створках изображены канцлер Николя Ролен и его супруга Гигуана, погружённые в религиозное чтение.
В XVI–XVII веках создавались парные портреты и свадебные триптихи, сочетающие религиозное и светское начала. Они получили обобщённое название ПАНДАНЫ (фр. pendant – соответствие, пара). Книги здесь символизируют священность брачных уз, следование идеалам благочестия и возрастание в вере.
Иногда парность образов акцентируется двойными надписями на включённых в портреты книгах или письмах. Так, в руках бургомистра города Брюгге мы видим письмо с началом латинской пословицы: «Будь мудрым…» Его жена изображена с молитвенником, на верхнем обрезе которого написано окончание пословицы: «…и действуй соответственно».
Обратите внимание: в парном портрете латеральные символы «правого» как «мужского» и «левого» как «женского» даются с учётом зеркального переворота на зрителя. Изображение женщины располагается по левую руку от парного ей мужского, но зритель видит её справа. Образ книги придаёт композиции цельность и завершённость.
Продолжением традиции стали супружеские портреты XVIII–XIX веков. Они трактовались как парные, когда каждый из супругов был представлен на отдельном холсте, но при этом изображения выдержаны в едином стиле, а фигуры обращены вполоборота друг к другу. Панданы могли размещаться в галерее как рядом, так и фланкируя помещённые между ними портреты детей или друзей семьи.
Книги, журналы, газеты здесь воплощают идеалы образования, идеи Просветительства, синтез знания и веры. В мужских портретах они указывают преимущественно на интеллектуальную деятельность, в женских – на добродетельность и благонравие.
Вам нравятся парные портреты? Возможно, вам встречались и другие панданы с изображениями книг? Поделитесь в комментариях.