В нашей стране укоренился миф о небывалой роли мелкого и среднего бизнеса в западной экономике. Хотя это далеко не так. Обратимся к опыту сильнейшей экономике мира - США. Рассмотрим рисунок.
Несмотря на относительную немногочисленность корпораций, они являются основным источником продукции в американской экономике. Корпорации составляют 20 % предпринимательского сектора и при этом производят 84 % всего выпуска – это говорит о том, что большинство из них огромны. Так, капитализация Apple в 2020 превысила ВВП РФ, то есть, стоимость компании Apple была больше, чем стоимость всех товаров, работ и услуг произведённых в России.
По объемам продаж и величине основных фондов, по политической и экономической мощи, а также по числу работников, занятых на предприятии, в экономике США доминирует лишь несколько сотен крупнейших корпораций. Так или иначе в США доминируют крупные корпорации, поэтому имеются все основания называть американскую экономику экономикой «большого бизнеса».
П. Самуэльсон, досконально изучивший экономику США, давал такую характеристику индивидуальным частным фирмам, доля которых в американской экономике составляет 72 % от общей численности всех предпринимательских единиц:
«Индивидуальные частные предприятия, которые часто являются эдакими «семейными лавчонками». Оборот небольшого магазина не превышает нескольких сотен долларов в день и едва обеспечивает его владельцам минимальный доход. Количество таких компаний очень велико, но их доля в общем объеме продаж незначительна. Часто для успешной работы большинства мелких предприятий необходимы огромные личные затраты труда. «Самозанятые» нередко работают 50 или 60 часов в неделю и не могут взять отпуск. Средний срок существования мелких предприятий составляет примерно один год. И все же, всегда будут существовать люди, желающие иметь «собственное дело».
Этот же миф о мелком и среднем бизнесе способен развеять обыкновенный здравый смысл. На наш рынок из развитых стран поступают автомобили, компьютеры, смартфоны, телевизоры, видеотехника, холодильники, стиральные машины - товары, которые не сможет произвести никакой мелкий бизнес. «Siemens», «Bosh» — это даже не подотрасли, это две отрасли, соединенные в один концерн. «Adidas», производящий спортивную одежду, из которой самым сложным изделием является пара кроссовок - транснациональная корпорация. «Макдональдс», у которого технология заключается в том, чтобы в разрезанную булочку вставить кусочек поджаренного мяса с листиком салата - транснациональная корпорация.
Ни в каком ларьке невозможно наладить массовое производство не то, что телевизоров - пультов от телевизора. Ни в каком подвале невозможно массово изготавливать не то, что компьютеры - калькуляторы. Ни в каком арендуемом ангаре невозможно наладить массовое производство не то, что автомобилей - а даже лампочек для фар этого автомобиля.
А в нашей стране активно лоббируется миф о небывалой роли малого и среднего бизнеса. Почему? Да потому что в современной России мелкий и средний бизнес обслуживает интересы иностранного капитала, он обеспечивает продажи импортных товаров на российском рынке, который практически полностью был освобожден от отечественных товаров. Однако сегодня ситуация меняется и нашей стране предоставляется исторический шанс возродить отечественного производителя.
#экономика #капитализм #социализм #политика #мифы #сша #россия #бизнес и финансы #малый и средний бизнес #политика россии