часть 5
Хронология последнего дня земной жизни Спасителя
Теперь, исходя из Евангелия от Марка, давайте, восстановим хронологию последнего дня земной жизни Спасителя. Для этого нам потребуются некоторые исторические сведения.
Во-первых, согласно Библии, сутки начинаются с вечера. Во-вторых, в Палестине того времени сутки делились на две части: ночь — от заката солнца до восхода, и день — от восхода до заката. В свою очередь, как день, так и ночь были поделены на двенадцать частей, которые назывались «часами». Эти «часы» отличались от современного представления о часах, потому что в зависимости от времени года их продолжительность существенно менялась. Например, летом, когда день длиннее, чем ночь, соответственно и летний дневной час (1/12 от этого промежутка времени) был длиннее ночного. В середине дня, т.е. по истечении шестого часа, солнце всегда было в зените, и, таким образом, шестой час всегда означал самое светлое время суток.
В таком случае, Тайная вечеря, Гефсиманское борение и арест — все это события одних и тех же суток, которые наступили с заходом солнца: Тайная вечеря — вечером, арест — ночью, разбирательство у первосвященника — до пения петухов; ранним утром Иисуса привели к Пилату, и его судилище закончилось к третьему часу (т.е. около девяти утра), затем Иисуса распяли. Иисус умер в девятом часу дня (см. Мк. 15, 34), т.е. примерно в три часа дня по современному счету. Тьма же настала в шестом часу (см. Мк. 15, 33), т.е. в полдень.
Погребение
Евангелие сообщает нам, что днем распятия была пятница (см. Мк. 15, 42), т.е. канун субботы, в течение которой по иудейскому Закону запрещены всякие работы и ограничены перемещения.
Праздник Пасхи иудеи отмечают в первое полнолуние весны. В это время года в районе Иерусалима солнце заходит примерно в полседьмого вечера по современному счету.
Следовательно, всего за три с половиной часа нужно было закончить с погребением, чтобы успеть до наступления субботы. Для этого надо было добиться аудиенции у Пилата и получить его разрешение; а он еще посылал сотника, чтобы убедиться в смерти Иисуса. Затем надо было купить плащаницу, определиться с местом погребения, снять тело с креста, перенести в гробницу, уложить и вернуться домой. Вот почему погребальный обряд не был завершен, и уже «по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16, 1), т.е. завершить погребение.
Воскресение
Ранним утром первого дня недели (суббота была завершением недели и потому днем седьмым (см. Быт. 1; 2, 1-3)) женщины пришли к уже пустой гробнице. В этот же день начались явления воскресшего Иисуса Его ученикам. Об этих событиях Евангелие от Марка рассказывает очень скупо. Однако, внимательно изучив все книги Нового Завета, можно составить довольно полное представление об этих событиях.
Для нас же сейчас важнейшим событием является Воскресение Христово, реальность которого стала основой веры первых христиан. «Если Христос не воскрес, то тщетна и вера ваша», — писал апостол Павел христианам Коринфа (1 Кор. 15,14).
Как мы уже отмечали, действия Иисуса Христа никак не вписывались в тот образ Мессии, который рисовали себе жители Палестины. Поэтому, если бы Христос не воскрес, никому бы даже и в голову не пришло признать Иисуса Мессией после Его смерти, самой позорной по представлениям того времени, а затем проповедовать Благую Весть о победе над смертью вплоть до собственной мученической кончины. Вспомним, что согласно Церковному преданию, все апостолы, кроме ап. Иоанна Богослова, были умерщвлены.
Евангелие заканчивается словами об исполнении пророчества, которое Иисус возвестил первосвященнику на суде: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога», а также о начале евангельской проповеди апостолов: «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мк. 16, 19-20).
На этом мы заканчиваем обзор Евангелия, который можно было бы назвать «кратким введением в Евангелие от Марка», и очень надеемся, что эта брошюра приведет читателя к новым вопросам. Ищите на них ответы! Читайте и перечитывайте Евангелия. И помните, что всякий «ищущий находит» (Мф. 7,8).
#какчитатьевангелие #евангелиеотмарка