Изучая предмет на иностранном языке, студент погружается в контекст, окружающий этот предмет. Механическое зазубривание слов вне контекста неэффективно, поскольку уже через некоторое время обучающийся едва ли вспомнит материал, окружающий эти слова.
Необходимо дать ученику контекстное значение изучаемых слов. Например, на уроках театрального искусства (drama) в Kew school, слова «зрители», «сцена», «персонаж» будут иметь смысл для учащегося и, следовательно, он эти слова быстрее запомнит, сразу же применяя на практике.
Студенты, учащиеся по методике в CLIL, часто сначала чувствуют необходимость выучить слово или понятие, прежде чем они на самом деле узнают, что оно означает. Логика мышления ребенка в этот момент такова: «Я понятия не имею, о чем говорит учитель, я даже не знаю, что означает “script“. Но мне нужно поскорее понять, что это слово значит, если я хочу участвовать в постановке».
Сравните этот со словарным запасом заученных слов и фраз, к которым необходимо придумать ситуации и случаи применения. Это совсем другой принцип.
Например, в английском языке есть фраза “from the top”, перевод которой в переводчике будет «сверху». И представим картину, где детям дают задание придумать предложение с этой фразой. Дети, которые занимаются драмой на занятиях в Kew school, при прогонах спектакля часто слышат эту фразу от учителя: когда он видит необходимость отрепетировать ту или иную сцену с самого начала. Эта фраза не вызывает у детей вопросов, поскольку контекстуально ясна.
Занятия по методике CLIL включают в себя использование аутентичных видеороликов, таких как музыкальные клипы, трейлеры к фильмам, актуальные новости и вдохновляющие выступления ученых. А поскольку язык изучается в контексте, учащимся легче сохранять эти знания в долговременной памяти. У них появляется учебный опыт, который напоминает им связь понятия и контекста. Так формируется уникальный учебный опыт, связанный с этим процессом.
При механическом запоминании когнитивные связи не так сильны. Лексика в таком случае выглядит случайной, даже если она сгруппирована по темам. Иногда у ребенка может возникнуть причинно-следственное несоответствие, и он спрашивает: «Зачем мне это учить? Где я собираюсь это использовать?». Как я уже упомянула, ответы на эти вопросы на уроках CLIL даются автоматически. Учащиеся видят необходимость сначала выучить слово, прежде чем они на самом деле узнают, что оно означает и как встроено в окружающий мир.
В конечном итоге контекст всегда побеждает, потому как изучаемая лексика остается в памяти ребенка и проникает в его восприятие, что эффективнее, чем простое механическое заучивание.
©Диана Муканова, директор Kew School