Найти тему
Про развитие

Коучинг. Пирамида Дилтса и работа с изменениями

В этой статье речь идет об одной из самых популярных моделей трансформационного коучинга - пирамиде Дилтса, или уровнях нейролингвистического программирования (НЛУ).

Роберт Дилтс (1990, 1996) предложил пирамиду неврологических уровней, как усовершенствованный вариант пирамиды Маслоу, в какой то мере также можно сказать, что пирамида Дилтса также является продолжением теорий нейролингвистического программирования (Bandler & Grinder, 1975; Bandler, Dilts & Grinder, 2014).

НЛП, или нейролингвистическое программирование, представляет собой нейропсихологический подход, постулирующий существование связи между неврологическими процессами, языком и поведением человека. Уровни в пирамиде взаимозависимы, и на них также можно влиять с помощью уникальных неврологических методов. Одним из таких методов является пирамида Дилтса.

Согласно теории Дилтса (1990, 1996), изменение, происходящее на верхних уровнях пирамиды, которая представляет собой все более и более глубокие перцептивные состояния мозга, вызывает трансформацию на его нижних уровнях.

Пирамида Дилтса является мощным инструментом для поиска решения практически любой проблемы, поскольку она может помочь точно понять, как и где искать ответ. В настоящее время пирамида Дилтса, например, широко используется в рекламе и маркетинге, поскольку позволяет взглянуть на ситуацию клиента с разных сторон и найти идеальное решение его проблемы, которое находит отклик у него. Также при работе с этим инструментом могут быть выявлены неизвестные потребности и скрытые проблемы.

Анализируя эти уровни, можно по-новому взглянуть на ситуацию, поскольку уровень вопрос на каждом уровне заставляет человека менять фокус внимания и то, что он видит. Пирамида логических уровней Роберта Дилтса содержит следующие уровни (список начинается с нижних уровней и заканчивается наверху):

Окружение. Окружающая среда – это условия нашей жизни. Логические уровни Дилта основаны на объективной реальности конкретного человека: его условиях жизни, месте, где он живет, и его социальном окружении.

Поведение. Это уровень действий индивидуума. Если первый уровень — это обстоятельства нашей жизни, то второй уровень — это наша реакция на эти обстоятельства, это то, как человек проживает свою жизнь в текущих обстоятельствах

Возможности. Это уровень индивидуальных навыков и опыта. Центральный вопрос этого уровня: «Как я могу влиять на мир? Что я могу сделать? Что я знаю?»

Ценности и убеждения. На этом уровне человек структурирует свои ценности и убеждения, отвечая, почему он думает так, а почему не иначе? Какое у них было детство и как определенные модели мышления могли повлиять на их убеждения?

При этом убеждения могут быть способствующими развитию человека, так и ограничивающими, мешающими движению вперед.

Личность. Этот уровень представляет собой ответ на вопрос «Кто я?» С какой группой идентифицирует себя человек, какую роль он играет в этой группе и как он видит себя в мире?

Высшая цель (миссия). Это высший уровень, который имеет дело с ценностями и смыслом жизни. На этом уровне человек отвечает на вопрос: «Для чего я живу?» , "Для чего все это?", "Чего большего я хочу достичь".

Теоретическим обоснованием модели может быть то простое наблюдение, что человек при рождении в мире не выбирает ни страну, ни культуру, ни семью. Он рождается в текущих обстоятельствах, в заданном окружении (Окружение) и в ходе своего развития и социализации обретает определенные навыки, знания (Способности), учится действовать определенным способом (Поведение). При этом он усваивает из социума определенные ценности и нарративы, помогающие ему объяснить происходящее вокруг (Ценности и Убеждения), определить свое место в обществе (Кто Я?) и дающие ему смысл жизни (Миссия, Цель).

При возникновении необходимости изменений у человека есть возможность действий на нескольких уровнях пирамиды, при этом необходимо действуют два правила:

  • Изменения на нижнем уровне пирамиды могут привести к изменениям на более высоком уровне
  • Изменения на вышележащем уровне пирамиды с необходимостью приведут у изменениям на нижележащих уровнях.

Соответственно, для достижения достижения устойчивым изменений необходимо в какой-то мере провести путешествие по всем уровням пирамиды с учетом запроса.

Пирамида Дилтса (или пирамида НЛУ, нейролингвистических уровней) является одной из самых часто использующихся моделей в коучинге. На мой взгляд ее основное преимущество заключается в возможности трансформации личности клиента.

При этом можно придерживаться следующего алгоритма:

-2

1. После формулировки запроса клиента необходимо последовательно пройтись по всем уровнях пирамиды Дилтса снизу вверх, начиная с его текущего окружения, его действий в этом окружении, его текущих способностях относительно запроса, разобраться с его установками и убеждениями.

2. На уровне "Кто Я?" клиент должен ответить на вопрос о своей роли. В какой -то мере ответ на этот вопросы уже дают ответы на уровнях "Поведение" и "Окружение". Человек с одной стороны определяется по поступкам, а с другой стороны верна пословица "с кем поведёшься, от того и наберёшься".

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему в чём-либо. Поэтому уже из анализа окружения человека можно понять его текущую роль, понять кто он такой.

Уже уровни способностей, ценностей и установок (убеждений) гораздо более сложны для определения, здесь клиент может быть иметь гораздо более искаженный взгляд на себя. И здесь незаменима роль коуча. Он может иногда подвести клиенту к разрывам на уровнях.

Например, у человека могут быть способности в творчестве, но он их не использует и вообще занимается примитивной работой и живет в скучном окружении. Возможно здесь есть место его определенным ограничивающим убеждениям ("Рисованием не заработаешь на жизнь!") или может считать, что главное в жизни - тяжелый труд (это его ценность), а творчество - это всего лишь хобби.

3. После прорисовки своего образа Я, клиенту предлагается ответить на вопрос: "А зачем мне вот такому, который я сейчас нужно решить мой запрос?", "Что мне это даст?", "Каким я стану после решения разрешения данного запроса?".

Эта стадия является, пожалуй, одной из наиболее важных. Человек либо путем визуализации, либо путем входа в легкое трансовое состояние, должен суметь увидеть себя будущего. Увидеть, в какой-то мере даже прочувствовать некий идеальный образ себя, сумевшего разрешить свой запрос, свою проблему.

4. Далее стоит предложить клиенту, оставаться в состоянии "Я будущего" и заново просмотреть свою текущую жизнь на всех уровнях пирамиды Дилтса глазами этого "нового Я". Как бы этот "новый Я" действовал бы здесь и сейчас и как бы он решал текущий запрос, проблему?

  • Каким Я себя вижу теперь?
  • Какие у меня новые ценности, убеждения
  • Какие у меня способности
  • Как я претворяю свои способности в действия
  • Где и я с кем Я (Окружение)

5. После завершения такого обзора необходимо уже наметить некие первые шаги, позволяющие клиенту начать реализовать свой новый образ себя.

Суть трансформации заключается не в напряжении усилий, не в рывке для достижения цели, а в том, что стать такой личностью, у которой в принципе не было бы нужды в решении текущего запроса, текущих проблем. Или, иными словами, перерасти свои проблемы.

Еще в 1920-х годах Альфред Адлер разработал терапевтическую технику, которую он назвал «действовать так, как если Я...». Эта стратегия давала его клиентам возможность практиковать альтернативы дисфункциональным типам поведения. Метод Адлера используется до сих пор и часто описывается как «ролевая игра».

В ходе трансформационных сессий с использованием пирамиды Дилтса в какой-то мере речь тоже идет об некой ролевой игре, но только роль и репертуар "нового Я" определяет для себя сам клиент, а коуч лишь служит его проводником на этом пути.

Итогом работы по модели Дилтса чаще всего являются рост осознанности, новые инсайты о том, что и как нужно делать по новому и в каком окружении. Предполагается, что уже действуя по новому, человек со временем изменится и станет той новой личностью, реализует свой новый образ себя ("новый Я"), к видению которого он пришел в ходе трансформационного коучинга.

#coaching #коучинг #пирамида Дилтса #НЛУ #трансформационный коучинг #работа с изменениями #личностный рост