Найти тему
Русский мир.ru

"Красное" Сормово

В 1922 году село Сормово приобрело статус отдельного города. По существу, это был город одного судостроительного завода. Предприятие продолжало расти так быстро, а Нижний Новгород был так близко, что в 1928 году Сормово стало районом Нижнего. Тем не менее Сормово до сего дня сохраняет своеобразный дух.

Текст: Алексей Макеев, фото автора

В 1922 году сормовский завод изменил название на «Красное Сормово». В реальности завод и все Сормово стало «красным» гораздо раньше – сразу после октября 1917-го. Одно из крупнейших предприятий страны превратилось в опору большевиков. За считаные месяцы сормовичи переориентировали цеха для поддержки Красной армии. Одели в броню, вооружили орудиями и пулеметами более 20 буксирных пароходов – в том числе флагман Волжской военной флотилии канонерскую лодку «Ваня-коммунист». Легендарный «Ваня» был в строю до Великой Отечественной войны. И до сих пор лежит на дне Волги, потопленный немцами в 1943 году.

Танк "Борец за свободу тов. Ленин". Фотография, отправленная с завода Льву Троцкому
Танк "Борец за свободу тов. Ленин". Фотография, отправленная с завода Льву Троцкому

«ПЕРВЫЙ МАРШАЛ» И «РЕНО-РУССКИЙ»

В годы Гражданской войны сормовский завод построил более 30 бронепоездов. Самый известный экземпляр и абсолютный долгожитель – «Имени товарищей Шаумяна и Джапаридзе». В 1919 году бронепоезд был захвачен деникинцами и сменил название на «Доброволец». Затем снова вернулся к «красным». В 1920 году в боях на Украине перешел в руки польской армии и получил имя «Первый маршал» – в честь маршала Юзефа Пилсудского. В 1930-х годах поляки модернизировали вооружение поезда, и он участвовал в боевых действиях против немцев с первых дней Второй мировой войны. Затем воевал с Красной армией на востоке. Был отбит советскими войсками в сентябре 1939 года и заступил на боевой пост в районе Ивано-Франковска. В начале Великой Отечественной войны использовался в нескольких боях против гитлеровцев. Закончил свой боевой путь в Красной армии 7 июля 1941 года – вероятно, из-за отсутствия боеприпасов бойцы оставили поезд, предварительно взорвав бронепаровоз. Затем до последних дней войны поезд служил немцам на Восточном фронте. О конце броневого долгожителя мало что известно. Поезд попал в руки Красной армии и, по всей вероятности, отправился на металлолом.

Сормовские рабочие у свежеиспеченного танка "Рено-русский"
Сормовские рабочие у свежеиспеченного танка "Рено-русский"

В Сормове был построен и первый отечественный танк. В марте 1919 года под Одессой большевики застали врасплох франко-греческие военные части – интервенты бежали, бросив артиллерию и технику на поле боя. Среди трофеев оказались четыре легких французских танка Renault FT-17. Многие красноармейцы видели новейшую технику впервые, фотографировались с диковинкой, но «оседлать» не смогли – требовались навыки, чтобы разобраться с такой машиной. Три танка отправили на Харьковский завод, а один – в Москву в качестве подарка Ленину как «современное чудище», поверженное «пролетарской революцией». Вождю трофей понравился, и он предложил производить подобные танки. Выбор пал на Сормово – к тому времени сормовское предприятие уже славилось как «завод-пионер» и «завод-универсал». Туда и отправили подаренный Ленину «рено».

Один из бронепоездов, сделанных в Сормове
Один из бронепоездов, сделанных в Сормове

«Сормовичи воспроизвели трофейный танк за 11 месяцев, – рассказывает заместитель директора музея завода «Красное Сормово» Маргарита Геннадьевна Финюкова. – Хотя изначально предполагалось, что производство займет гораздо больше времени. «Рено» разобрали до винтика, чтобы сделать чертежи. Проектом занимались несколько инженеров, в том числе двое просоветски настроенных французов, работавших ранее на заводе «Рено». Важную роль сыграли и смекалистые сормовские рабочие, разобравшиеся, каких деталей не хватает в образце, чем их можно заменить: «рено» на завод прибыл не на ходу, без коробки передач и других узлов. На заводе делали модели деталей из дерева, подгоняли, пробовали, изготавливали формы для литья. Усовершенствовали конструкцию танка. У французов в качестве оружия предполагались либо пушка, либо пулемет – сормовичи установили сдвоенное вооружение. Стрелок в «рено» сидел на подвесном кожаном сиденье, на ухабах его болтало в разные стороны – немудрено было разбить голову о железо и торчащие везде болты. В нашем исполнении сиденье стрелка стало более удобным и безопасным. 31 августа 1920 года был готов первый танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин». Трофейный же образец был доведен до ума и остался трудиться на заводе в качестве трактора. Всего сормовичи наклепали 15 танков серии «Рено-русский». В буквальном смысле наклепали – сварка тогда еще не была известна».

Маргарита Финюкова разобрала архивы завода, нашла чертеж первого танка и написала о создании "Рено-русского" книгу
Маргарита Финюкова разобрала архивы завода, нашла чертеж первого танка и написала о создании "Рено-русского" книгу

ПО СТАРОМУ СОРМОВУ

У северной проходной завода исторический танк воспроизведен с максимальной точностью. Стоит он вместе с великим «братом» – Т-34 (во время Великой Отечественной войны завод выпустил 13 тысяч Т-34. – Прим. авт.). Т-34 здесь самый что ни на есть исторический – этот танк одним из первых ворвался в Берлин. В 1946 году танкисты прислали заводу боевого друга в качестве подарка – на память.

Интересно, что создатель и первый главный конструктор танка Т-34, Михаил Ильич Кошкин, также приложил руку и к «Рено-русскому». В 1918 году он по ранению попал в госпиталь Нижнего Новгорода. Выздоровление совпало с прибытием танка на сормовский завод. К тому же Кошкин поступил на завод слесарем. В своих мемуарах конструктор писал, что, «если бы после той малой партии сормовичи продолжали бы собирать танки, я, возможно, остался бы у них надолго».

Неподалеку от монумента на улице Коминтерна стоит привычный памятник Ленину. Он установлен в 1927 году и является самым старым памятником Сормова. Сама бронзовая фигура – копия известного памятника скульптора Василия Козлова, что стоит у Смольного в Петербурге. Постамент же очень необычный – со ступенчатыми элементами и стелой за спиной Ленина.

Памятник Ленину, открытый в 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции
Памятник Ленину, открытый в 1927 году в честь 10-летия Октябрьской революции

А самый оригинальный памятник вождю пролетариата стоит в начале улицы Коминтерна, на границе Сормовского и Московского районов: Ленин с телом… Сталина! Странно, что это мало кто замечает. Телосложение, поза и, главное, знаменитый френч – все выдает Иосифа Виссарионовича. Исследователи полагают, что таким образом после разоблачения культа личности решили сэкономить на парковом дизайне – поменяли памятнику Сталина лишь голову…

Вообще, пройтись по старому Сормову вдоль растянувшегося по Волге завода – это окунуться в буйство стилей и эпох, перемешанных самым неожиданным образом. Резные избы середины XIX века и пестрые современные башни в 25 этажей, старые храмы и первый кинотеатр «Буревестник»…

Такие разные танки отделяет всего двадцать лет...
Такие разные танки отделяет всего двадцать лет...

«ДОМ-КОММУНА»

Совершенно исключительное здание – дом №5 по улице Энгельса, построенный в 1935 году. Поражает он и архитектурным замыслом, и тем, что об этом чудо-юде почти никто не знает – даже жители близлежащих домов. Мне рассказала о доме Маргарита Финюкова, она же разобралась в его причудливом строении и нанесла его на карту сормовских достопримечательностей. По этой карте я и двигался к улице Энгельса, а номер дома не удосужился запомнить. И вот стою вроде бы в нужной точке. «Чуда» не вижу. Спрашиваю прохожих: где дом, у которого с одного фасада шесть этажей, а с другого – четыре? Нет, говорят, такого… Заметить дом в самом деле непросто. Он почти ничем не отличается от потертых желтых пятиэтажек. И нет такого места, чтобы можно было объять взглядом оба фасада разноэтажного дома.

"Дом-коммуна" на улице Энгельса. Хотя "коммуну" здесь создать не получилось, часть квартир долгое время были коммунальными
"Дом-коммуна" на улице Энгельса. Хотя "коммуну" здесь создать не получилось, часть квартир долгое время были коммунальными

Это не что иное, как «дом-коммуна» – образец авангардного стиля 1920–1930-х годов. Построен для рабочих завода. Социальный смысл таких домов был в обобществлении быта, наличии общих столовых, душевых, гостиных с библиотекой и настольными играми.

-9

Правда, этот дом официально не именовался «коммуной» – он был достроен в 1935 году, когда советская власть уже отказалась от подобных проектов и осудила идею как «уравниловско-мальчишеские упражнения левых головотяпов». Дом №5, как утверждают старожилы, построен по проекту немецкого архитектора.

-10

С шестиэтажной стороны у него два входа. Через них можно пройти в коридоры, тянущиеся вдоль всего дома на втором и пятом этажах. Все квартиры двухуровневые. Проход в квартиру идет через общую кухню и санузел в четырехэтажной секции, где высота потолков 3,6 метра. На этом же уровне расположена одна «высокая» жилая комната. Две другие комнаты «коммуны» находятся в шестиэтажной секции – к ним ведет деревянная лестница из кухни. Высота потолков здесь 2 метра. Для лучшего понимания «озарения» немецкого архитектора привожу схему планировки дома, сделанную Маргаритой Финюковой.

Постороннему может показаться, что в таких хитросплетениях лестниц, кухонь, комнат, коридоров несложно тронуться умом или, во всяком случае, быстро утомиться все время ходить по лестницам. И каково жить в комнатах с двухметровыми потолками? Местные жители говорят, что к расположению комнат и ходьбе по лестницам привыкли. Загадочному немцу пеняют только на отсутствие балконов – так хорошо бы было там ставить велосипеды и мешки с картошкой, любоваться близлежащим Сормовским парком. Впрочем, некоторые хозяева этот недочет архитектора исправили сами. Ну, и власти жители благодарят, что в 1984 году в дом провели газ – до того топили дровами печи, расположенные в кухнях. Заготовки на зиму делали в дровяных сараях возле дома.

В России сохранилось несколько памятных «домов-коммун», один из них находится в Нижнем Новгороде на улице Пискунова. Известен как «Культурная революция». Никакой разноэтажности в нем нет. Дом является объектом культурного наследия регионального значения. Сормовская же «коммуна» к памятникам почему-то не отнесена, хотя «революция» там куда грандиозней. И вообще, существует ли еще хоть один подобный дом где-либо?

Вязальная машинка — реликвия семьи Пастуховых, память о рукодельнице из Балахны
Вязальная машинка — реликвия семьи Пастуховых, память о рукодельнице из Балахны

СУДОЯМА ИЛИ СТАПЕЛЬ?

После Гражданской войны успехи «Красного Сормова» были связаны с освоением электросварки. Переход от клепаных соединений к сварным стал настоящим переворотом в советской промышленности. Из-за отсутствия нахлестов металла расходовалось на 20 процентов меньше, конструкции получались более экономичные и легкие. В 1933 году с верфей завода сошло первое в стране судно с полностью сварным корпусом – буксирный пароход «Сварщик». По легенде, капитан новейшего судна отказывался выйти в первый рейс – не доверял сварке, боялся, что на ходу швы расползутся. Напрасно опасался. Сормовская сварка стала всесоюзным знаком качества; позднее местные сварщики научились сваривать и такие металлы «со сложным характером», как титан и алюминий.

В музее выставлены интересные фото 1930-х годов самого «Сварщика» и того, как в те времена строили суда. Сейчас основная работа идет на стапелях (специальное сооружение с наклонными дорожками для постройки и спуска судна), тогда – в судояме. Гигантскую яму у самого берега Волги отделяла от воды земляная перемычка. Весной, когда уровень реки поднимался, перемычку взрывали – яма наполнялась водой, и суда всплывали. Если же весенний паводок был незначительный, суда из ямы тащили к реке по бревнам – это была настоящая проблема для судостроителей. Впрочем, маловодье здесь случалось крайне редко. В памяти сормовичей, напротив, остались катастрофические наводнения. Например, паводок 1926 года. Улицы Нижнего Новгорода и Сормова походили на каналы Венеции. Некоторые здания «Красного Сормова» совершенно ушли под воду. Так, потерявшийся в образовавшемся море пароход «Орел» налетел на затопленный цех завода.

Юрий Пастухов даже в 80-летнем возрасте приходил на завод помогать со сложными моделями
Юрий Пастухов даже в 80-летнем возрасте приходил на завод помогать со сложными моделями

ОТ ЗАКЛЕПОЧНОГО СТАНКА ДО ЭКРАНОПЛАНОВ

Среди рабочих есть династии, трудящиеся на заводе с середины XIX века. Например, Пастуховы. Один из последних представителей династии – искусный модельщик Юрий Пастухов, отработавший на заводе 45 лет. Модельщики изготавливают деревянные модели для металлических отливок.

Строящиеся пароходы в судояме. 1930-е годы
Строящиеся пароходы в судояме. 1930-е годы

Юрий Пастухов передал музею семейную реликвию – старинную вязальную машинку. С ней связана целая история. На этой машинке работала бабушка Юрия Ивановича по материнской линии, Анна Романова. В конце XIX – начале XX века она жила в городе Балахне, к Балахнинскому уезду долгое время относилось и Сормово. В Балахне Анна славилась как искуснейшая кружевница. В 1913 году Балахну посетил Николай II c супругой Александрой Федоровной. Приезд был приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых – императорская семья отдавала дань Балахне как родине Кузьмы Минина. Для Александры Федоровны Анна с дочерьми сплела на коклюшках белоснежное кружевное платье, которое и преподнесла в дар во время торжественного приема.

Наводнение 1926 года. Центр Сормова, на заднем плане Спасо-Преображенский собор
Наводнение 1926 года. Центр Сормова, на заднем плане Спасо-Преображенский собор

На заводе помнят и гордятся своими талантливыми рабочими всех времен. В особенности изобретателями. Хотя современники относились к изобретениям по-разному. В архивах музея сохранилась невероятная история рабочего изобретателя М. Щетинина. В апреле 1929 года он написал руководству завода ультиматум: «Против бездушного чиновничества и злостного зажима рабочих изобретений. Я объявляю голодовку и не закончу до тех пор, пока не помру – иль увижу свой станок…» Щетинин усовершенствовал заклепочный станок в слесарном цехе. Имеющийся станок был опасен – на нем не один рабочий лишился пальцев. Изобретатель устранил опасный механизм, а также увеличил производительность станка почти вдвое. Но отдел рационализации с одобрением нового станка затягивал. Кроме того, Щетинина преследовали за «рабкоровскую деятельность» – то есть он, как рабочий корреспондент, публиковался в местной газете.

Единственный в России памятник судну на подводных крыльях типа "Метеор". Установлен в Сормове в 1982 году
Единственный в России памятник судну на подводных крыльях типа "Метеор". Установлен в Сормове в 1982 году

Закончилось тем, что обессилившего от голода изобретателя друзья-рабочие отвезли в больницу. История получила огласку. Только благодаря вмешательству уездного комитета партии Щетинин прекратил голодовку, был возвращен на завод, получил средства для разработки чертежей изобретения, отправлен в Ленинград для ознакомления с работой местных заводов. Впоследствии станок Щетинина пошел в дело, использовался и на других заводах.

Драма изобретателя Щетинина была подробно изложена во всесоюзном журнале "Изобретатель" за 1929 год
Драма изобретателя Щетинина была подробно изложена во всесоюзном журнале "Изобретатель" за 1929 год

После войны мировую славу заводу и Сормову принесли скоростные суда на подводных крыльях и экранопланы. Ростислава Евгеньевича Алексеева, конструктора этих суперсовременных судов, сормовичи считают гением. Первые скоростные суда Алексеев начал проектировать еще в конце 1941 года – сразу после окончания Горьковского индустриального института.

Ростислав Алексеев в последний год жизни. Испытание экранопланов в Каспийском море
Ростислав Алексеев в последний год жизни. Испытание экранопланов в Каспийском море

Если «Ракеты», «Кометы» и «Метеоры» Алексеева хорошо известны и до сих пор служат на реках и морях по всей России, то экранопланы так и не были запущены в серийное производство. Великий конструктор умер в 1980 году, а вместе с ним зачахло и это направление. На заводе до сих пор стоит огромный недостроенный экраноплан. Выглядит он как водный самолет, но летать может только низко над водой, развивая скорость до 500 километров в час.

Главное здание заводоуправления, построенное в 1905 году
Главное здание заводоуправления, построенное в 1905 году

ПОСВЯЩЕНИЕ В ПОДВОДНИКИ

А все же подлодки на заводе считают еще более сложной техникой, чем экранопланы. Работать с подводными лодками здесь начали еще в 1918 году – ремонтировали и переоснащали для Красной армии лодки времен Первой мировой войны, пригнанные в Сормово с Черноморского флота.

Собственные подводные лодки завод делал с 1930 по 2005 год. Всего за это время было построено 249 дизельных и 26 атомных подлодок. Залы музея, посвященные подводному судостроению, обновлены в 2020 году. Маргарита Геннадьевна бьет в колокол с подлодки Б-177, открываются символические врата с иллюминаторами, входим в стилизованные под отсеки подлодки залы. Все сделано современно и с расчетом на интерактив. Дети могут пролезть из отсека в отсек через узкий переборочный люк, как это делают подводники, впечатлиться мириадами проводов, подержать в руках аварийный запас воды в жестяных банках, «закатиться» в тесную трехъярусную кровать, пройти символическое посвящение в подводники...

Колокол с подлодки Б-177 у входа в залы подводного судостроения
Колокол с подлодки Б-177 у входа в залы подводного судостроения

Сормовские строители подводных лодок проходили посвящение самое что ни на есть настоящее. В первое глубоководное погружение лодки во время государственных испытаний военные моряки в обязательном порядке берут с собой ее создателей – это гарантия качества продукции. В бытность ответственным сдатчиком дизельных «Варшавянок» членом такой сдаточной команды был нынешний директор музея, Сергей Николаевич Леонов. «Посвящение у подводников такое, – рассказывает Сергей Николаевич, – сначала нужно выпить плафон от светильника, наполненный забортной водой. Вода соленая, горькая, но что делать – пьешь. А затем поцеловать подвешенную и раскачивающуюся кувалду. Чтобы зубы сохранить, само собой, целовать кувалду нужно на отлете, «бежать» за ней».

-20

ПОДЛОДКА-ПАРОХОД

Удивительно, конечно, что в Сормове строили подлодки. Ведь до выхода в Мировой океан из Нижнего Новгорода пробираться по рекам и каналам около 1500 километров. Но в период Великой Отечественной войны только здесь и в Комсомольске-на-Амуре строили подлодки; завод в Николаеве на Черном море был оккупирован и разрушен, ленинградский завод – в блокаде.

Строительство подлодок в Сормове весь советский период было государственной тайной. Лодки спускали на воду ночью, маскировали фанерными надстройками, ставили дымовую трубу – делали все, чтобы со спутников подлодка была похожа на обычную баржу. Так же их транспортировали к выходу в Финский залив или в Черное море – «одетыми» под теплоход. Интересно, что на заводе специалисты-эксплуатационщики подлодки называют… пароходами. В этом смысле для конспирации им ничего мудрить не приходилось. Нынешний директор конструкторско-технологического управления, Сергей Игоревич Смирнов, говорит, что это такой сленг у тех, кто эксплуатирует морские суда: теплоходы, дизель-электроходы, атомные подлодки – все суда для них «пароходы». Ну, и прижился сленг на заводе.

Подлодка "Варшавянка" в качестве монумента на территории завода. 1995 год
Подлодка "Варшавянка" в качестве монумента на территории завода. 1995 год

«Только мы строили атомные подводные лодки в титановом корпусе, – рассказывает Маргарита Финюкова, – даже в США считали, что это слишком дорого. Титан – уникальный металл: легкий, сверхпрочный, не коррозийный, немагнитный. Наши четыре титановые лодки до сих пор исправно служат на Северном флоте. Особая сложность была со сваркой титана. Наши сварщики разгадали секрет титана. Оказалось, он любит идеальную чистоту и не выносит сквозняков. Сварщики работали с титаном как хирурги – в белых халатах и белых перчатках. Все окна и двери наглухо закрывали – варили 40 минут, затем 20 минут проветривали цех».

Титановая подлодка "Барракуда" на рубежах Северного флота
Титановая подлодка "Барракуда" на рубежах Северного флота

Титан титаном, но вершиной подводного судостроения на заводе признают дизельную «Варшавянку». Эту сверхмалошумную лодку американцы прозвали «Черной дырой в океане». Ее звук сложно отличить от шума моря и засечь акустикам – корпус «Варшавянки» словно облит толстым слоем рупорной резины, гасящей все звуковые волны. Кусок этого покрытия представлен в музее. Отправлялась подлодка на экспорт для стран Варшавского договора – отсюда и название.

Спуск на воду первого в России четырехпалубного лайнера "Мустай Карим". Длина судна 141 метр — максимальные габариты для заводского затона
Спуск на воду первого в России четырехпалубного лайнера "Мустай Карим". Длина судна 141 метр — максимальные габариты для заводского затона

Сегодня на заводе строят в основном танкеры, сухогрузы и дноуглубительные суда. В среднем со стапелей завода сходит одно судно в месяц. А ведь в самые «ударные» времена одних подлодок здесь строили три штуки в месяц. Но тогда на предприятии работало почти 30 тысяч сотрудников, сейчас – около 4 тысяч.

Но все меняется. В 2019 году был спущен на воду первый в стране четырехпалубный лайнер, который стал первым за последние шестьдесят лет круизным судном. «То ли еще будет, – улыбается Маргарита Геннадьевна. – Может, на экраноплане еще полетаем».