Иногда поражаешься, на какие безумные вещи спецслужбы тратят деньги налогоплательщиков.
1. Голуби
Голубей по всему миру тысячелетиями использовали Signal Corps Pigeons / JSTOR для передачи сообщений. Приезжаем в нужное место с пернатым в клетке, узнаём то, что надо, пишем на бумажке, привязываем к ноге подопечного и выпускаем. Птица по привычке летит домой и доставляет запись. Такая вот голубиная СМС.
Но в XX веке, когда придумали Spy Pigeons Circle the World | WIRED достаточно компактные фотоаппараты, на голубей возложили ещё одну миссию — шпионить Eyes in the Sky: A Short History of Bird Spies / Audubon за другими государствами с воздуха.
Берём камеру, которая автоматически делает снимки с определённой периодичностью, вешаем на летуна и запускаем птицу поблизости от военных объектов. Потом, когда голубь вернётся в родное гнездо, стаскиваем с него прибор и смотрим, что ему удалось нащёлкать интересного.
Такие проекты разрабатывали 1. Pigeon Camera / International Spy Museum
2. Pigeons: The Secret Cold War Spies / Forces.net немцы в 1917–1918 годах и американцы в 70-х. Последние целый отдел ЦРУ создали для голубей — проект «Такана». Подробности о результатах работы до сих пор засекречены.
Сейчас, правда, нужда в голубях-шпионах отпала, потому что появились удобные дроны. Голубю же не скажешь, куда лететь и что снимать, — интеллект у него, прямо скажем, не самый впечатляющий.
2. Кошки
В начале 60-х годов сотрудникам ЦРУ в голову пришла великолепная идея — превратить кота в живой ходячий микрофон, способный записывать чужие переговоры. В конце концов, котик — это же такая милота, кто заподозрит в пушистике шпиона? Так появился проект The CIA Experimented On Animals in the 1960s Too. Just Ask ‘Acoustic Kitty’ / Smithsonian Magazine «Акустическая Китти».
В тело живой кошки вставили аккумуляторы для питания подслушивающих устройств. Разработка батарей была той ещё задачей, потому что реально ёмкий элемент питания зверь не унесёт. Так что время записи было довольно ограниченно. Микрофон установили в ушной канал, передатчик вживили в основание черепа.
Провод, служащий антенной, вплели прямо в шерсть хвоста. Это логично, потому что кошки склонны держать его торчком.
В общем, в несчастное животное впихнули The CIA Experimented On Animals in the 1960s Too. Just Ask ‘Acoustic Kitty’ / Smithsonian Magazine аппаратуры на 20 миллионов долларов американских налогоплательщиков. В разведке потирали руки, представляя, сколько тайн сможет похитить их мохнатый агент.
Но все планы провалились, когда на полевых испытаниях Акустическую Китти сбило такси. В итоге в 1967-м проект свернули The CIA Experimented On Animals in the 1960s Too. Just Ask ‘Acoustic Kitty’ / Smithsonian Magazine .
3. Вороны
Ещё один вариант птичьей разведки. Вороны куда умнее голубей и стервятников, да и тренируются легче.
Дрессировщик дельфинов в ЦРУ, Роберт Бейли, рассказывал The CIA’s Most Highly-Trained Spies Weren’t Even Human | History| Smithsonian Magazine , что, кроме морских млекопитающих, он обучал также и птиц. Если конкретнее — воронов. Эти пернатые разведчики быстро понимали, что от них надо.
Схема работы ворона-шпиона проста: подлетаешь к окну, сбрасываешь там миниатюрный передатчик, улетаешь.
Однако они оказались способны и на более сложные вещи. К примеру, птицы отлично поднимали тяжёлые для своего веса предметы — например, пакеты и папки с документами. А ещё были достаточно умны, чтобы научиться открывать ящики столов.
4. Клещи
Бейли, кстати, занимался The CIA’s Most Highly-Trained Spies Weren’t Even Human | History| Smithsonian Magazine и другим проектом — «Использование членистоногих в качестве детекторов личного состава». Его разрабатывали в 1968 году в армейской Лаборатории ограниченного ведения боевых действий в Абердине, штат Мэриленд.
Проще говоря, кровососущие насекомые и членистоногие должны были раскрывать расположение вражеских солдат, ориентируясь на тепло и запах.
Паразиты могут улавливать вещества, испускаемые человеческим телом, даже в полной темноте. Предполагалось, что для армии США создадут специальные детекторы противника, в которых будут сидеть комары, клещи и вши.
И когда к отряду каких-нибудь «морских котиков» подойдёт враг, насекомые в детекторах забеспокоятся и сообщат таким образом о засаде. А по направлению The CIA’s Most Highly-Trained Spies Weren’t Even Human | History| Smithsonian Magazine их прыжков можно будет даже сказать, в какой стороне противники. Это не шутка. Ещё в экспериментах участвовали блохи, но от их помощи отказались, потому что они перемещались слишком хаотично.
Правда, в конечном счёте детекторы засад с кровососами решили не развивать, потому что разработали дешёвые и компактные приборы ночного видения. Но сама идея была оригинальная.
5. Дельфины
Сделать из морских млекопитающих шпионов и диверсантов было давней мечтой и в США, и в СССР.
В ВМС Соединённых Штатов с 1960-х обучали дельфинов искать в море вражеских пловцов, подводные мины и различные потерянные предметы. Кроме того, в этой программе участвовали и калифорнийские морские львы, которых ценят за их хорошее зрение.
Проекты по созданию морских разведчиков живы до сих пор: известно Licence to krill: why the US navy trains whales, dolphins and sea lions / The Guardian , что по состоянию на 2015 год на объекте ВМС в Сан-Диего находилось 70 афалин и 30 ушастых тюленей.
Дельфины умны, послушны и легко обучаются. Их тренируют так же, как собак-сапёров.
Союз обучал собственных афалин и даже учил их фиксировать мины на подводных лодках, хотя неизвестно, насколько удачно: данные засекречены. На животных также крепили Attack of the Killer Dolphins (Maybe) | WIRED гарпуны против вражеских дайверов, чтобы дельфины таранили противников. Эдакие огромные шприцы с углекислым газом, способные буквально заставить человека взорваться.
А в 2019 году у берегов Норвегии захватили Whale with harness could be Russian weapon, say Norwegian experts / The Guardian в плен российскую белугу с ошейником, к которому была прицеплена камера GoPro с надписью Equipment St. Petersburg («Снаряжение Санкт-Петербурга»). Видимо, животное дрессировали ВМФ РФ.
Норвежцы отправили запрос в посольство и узнали, что белуга принадлежала Мурманскому морскому научно-исследовательскому институту биологии. Тренировали её для помощи российским водолазам. В итоге животное окрестили Хвалдимиром и оставили в Норвегии.
6. Летучие мыши
Животные могут быть полезными не только для разведки, но и для диверсий. Ну, по крайней мере, в теории. В 1942 году дантист из Пенсильвании по имени Литл Адамс приехал Old, Weird Tech: The Bat Bombs of World War II — The Atlantic в Белый дом и предложил феерический план.
Берём миллион летучих мышей, дрессируем, привязываем к ним маленькие взрывные устройства, и рукокрылые с писком «В бой! За демократию!» летят туда, куда нужно. И ядерное оружие разрабатывать не надо.
Звучит безумно, но идеей заинтересовалась Элеонора Рузвельт, которая дружила с Адамсом. Она и уговорила военных попробовать.
В марте 1943 года Армия США начала испытания Old, Weird Tech: The Bat Bombs of World War II — The Atlantic проекта «Рентген», затратив больше 2 миллионов долларов на тренировки порядка 6 000 летучих мышей. К бразильским складчатогубам, выбранным для этой миссии, подключили взрывные устройства и отправили бомбить модель деревни, специально построенную по такому случаю на полигоне Дагуэй.
Вот только мыши поразлетались Old, Weird Tech: The Bat Bombs of World War II — The Atlantic кто куда: одни падали на землю, вторые взрывались в воздухе. Но определённый успех был достигнут. Уцелевшие складчатогубы благополучно подорвали макет деревни. А вместе с ним — ангар на авиабазе морской пехоты в Эль-Сентро неподалёку от полигона. И автомобиль Of Spies & Stratagems — Stanley P. Lovell генерала Уильяма Донована, припаркованный поблизости. Тот назвал проект фарсом и приказал свернуть разработки.
Читайте также 🧐