А.В. Солодовников (ООО "НТЦ "АКТАУ", Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация), В.В. Шабанова (Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация), А.Н. Махнева (Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Российская Федерация), Н.Х. Абдрахманов (Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Российская Федерация)
Solodovnikov Alexander V. (Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation), Shabanova Vilena V. (Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation), Makhneva Arina N (Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation), Abdrakhmanov Nail Kh. (Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russian Federation)
Аннотация
В статье приводится анализ изменений законодательства в области промышленной безопасности в рамках «регуляторной гильотины». Рассматриваются особенности проведения аудита промышленной безопасностью опасных производственных объектов нефтегазового комплекса.
Авторами статьи предлагается методика проведения аудита промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса, которая позволяет получить полную и достоверную информацию об уровне промышленной безопасности и обеспечить контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, что в свою очередь позволит обеспечить эксплуатацию опасных производственных объектов нефтегазового комплекса с учетом требований промышленной безопасности и избежать штрафные санкции при контрольно-надзорных мероприятиях. Кроме того, авторы предлагают использовать инструменты визуализации – «объектограмма» и «радар» в области промышленной безопасности. Предлагаемые инструменты визуализации позволяют определить и ранжировать ключевые направления аудита по степени их влияния на деятельность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Abstract
The article provides an analysis of the industrial safety field legislation changes in the framework of the "regulatory guillotine". The features of the audit industrial safety of hazardous production facilities of the oil and gas complex.
The methodology for conducting of the audit industrial safety of oil and gas complex hazardous production facilities, which allows to obtain complete and reliable information on the level of industrial safety and to ensure compliance with industrial safety requirements, is proposed. This will ensure the operation of oil and gas complex hazardous production facilities, considering the requirements of industrial safety and avoid penalties during control and supervisory activities. In addition, the authors propose to use a new visualization tools - "objectogram" and "radar" in the industrial safety field. New visualization tools allows to determine and rank the key areas of audit according to the degree of their impact on the organization operating a hazardous production facility activity.
Ключевые слова: промышленная безопасность, опасный производственный объект, нефтегазовый комплекс, аудит, надзор, контроль, система управления промышленной безопасностью.
Keywords: industrial safety, hazardous production facility, oil and gas complex, audit, supervision, control, industrial safety management system.
В 2020 году был проведен масштабный анализ и пересмотр нормативно-правовых актов, регулирующих, в том числе, промышленную безопасность в Российской Федерации. В рамках «регуляторной гильотины» было опубликовано Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192 «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации…» [1], в рамках которого множество нормативно-правовых актов [2], как для всех областей надзора, так и отраслевые федеральные нормы и правила, в области промышленной безопасности было признано утратившим силу.
С 1 января 2021 года заработала новая система контрольно-надзорного законодательства [3], в том числе в области промышленной безопасности. Известно, что «регуляторная гильотина» коснулась и основного документа, регулирующего основы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) на территории Российской Федерации – Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ. На смену действующему закону [4] подготовлен законопроект «О промышленной безопасности» (далее – законопроект), который был опубликован в 2020 году, однако в настоящее время не вступил в силу (рисунок 1).
Целью разработки нового законопроекта является последовательное снижение риска аварий на ОПО. Крое этого, законопроектом вводится новый вид деятельности в области промышленной безопасности – аудит системы управления промышленной безопасностью (далее – аудит СУПБ). Согласно требованиям законопроекта, аудит СУПБ – это независимая оценка организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, передвижные технические устройства, на предмет обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством функционирования СУПБ.
Необходимость внедрения процедуры аудита СУПБ назрела уже давно [5]. Существующие инструменты – проверки эксплуатирующих организаций надзорным органом, когда количество поднадзорных объектов в несколько раз превышает численность работников территориальных органов Ростехнадзора, экспертиза промышленной безопасности, производственный контроль – не позволяют в полной мере повысить уровень промышленной безопасности. Несмотря на снижение уровня аварийности на ОПО нефтегазового комплекса [6] (см. рисунок 2), экономические издержки в результате аварий на этих объектах колоссальны (см. рисунок 3). Так в 2020 г. экономический ущерб от аварий в Российской Федерации на объектах нефтегазового комплекса, согласно материалам доклада начальника управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора Ю. Нестерова на конференции «Промышленная безопасность и охрана труда ТЭК России», превысил 5 миллиардов рублей – это фактически на 76% больше, чем в 2019 г (рисунок 3).
Стоит отметить, что процедура аудита используется в различных сферах: экономика, пожарная и экологическая безопасность, охрана труда и др. Краткая характеристика процедуры аудита представлена на рисунке 4 [5].
Исходя из положений законопроекта можно сделать следующие выводы:
1. Аудит СУПБ проводится на добровольной основе. Заказчиком является организация, эксплуатирующая ОПО.
Стоит отметить, что нормативными правовыми актами [4] установлена обязанность создавать СУПБ в организациях, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, а также предусмотрена необходимость разрабатывать документацию СУПБ в целях соответствие критериям оценки добросовестности, для ОПО III, IV классов опасности.
2. Предметом аудита СУПБ является оценка системы и влияния ее функционирования на обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности на ОПО, передвижном техническом устройстве.
3. Планируется создание реестра организаций, проводящих аудит СУПБ, а правом проводить аудит СУПБ будет обладать юридическое лицо, включенное в этот перечень.
4. Результатом проведенного аудита СУПБ является заключение, оформленное в форме электронного документа, которое подписывается руководителем юридического лица, проводившего аудит СУПБ, аудитором или аудиторами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанного аудита с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Согласно положениям законопроекта, требования к содержанию и оформлению заключения аудита СУПБ устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, однако проект такого документа в настоящее время отсутствует.
При подаче положительного заключения аудита в соответствующий реестр заключений организация, эксплуатирующая ОПО, имеет следующее преимущество: период очередной плановой проверки увеличивается до 5 лет. В настоящее время установлена следующая периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий: для опасных производственных объектов Iи IIклассов опасности – не чаще одного раза в год, для объектов III класса опасности – не чаще одного раза в три года.
Краткий алгоритм процедуры аудита СУПБ, предлагаемый законопроектом, представлен на рисунке 6.
5. Планируется разработка и внедрение федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, регламентирующий порядок проведения процедуры аудита СУПБ, проект которых в настоящее время не опубликован.
Термин "системы управления промышленной безопасности" сильно сужает сферу его применения, - считает председатель комитета ТПП по промышленной безопасности Борис Красных. Данная точка зрения поддерживается авторами настоящей статьи.
Предлагаемая авторами статьи методика проведения аудита промышленной безопасности на ОПО нефтегазового комплекса I-IV классов опасности неоднократно апробирована с 2016 г. на предприятиях нефтегазовой отрасли: ООО «Башнефть-Добыча», ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «ИНК» и др. Первоначально основной целью организаций, инициирующих аудит промышленной безопасности, являлось получение рекомендаций по доведению эксплуатирующих объектов нефтегазового комплекса до нормативных требований промышленной безопасности в условиях изменившихся требований законодательства и нормативно-правовой базы в области промышленной безопасности и технического регулирования [7]. После получения результатов возникала потребность ранжирования выявленных несоответствий (нарушений) по степени их значимости и уровню рисков [8].
Методика проведения аудита промышленной безопасности на ОПО нефтегазового комплекса включает 4 этапа:
Этап 1. Подготовительный (предварительный) этап.
На данном этапе запрашивается предварительная информация об объекте аудита и эксплуатирующей организации, с целью планирования работ и формирования аудиторской группы. Подготовительный этап, как правило, сопровождается выездом аудиторов на объект с целью ознакомления группы с этапами производства и сопровождающими их технологическими процессами. Продолжительность первого этапа зависит от различных факторов: географического положения объекта, его структурных подразделений; длительности организационных процедур и мероприятий принимающей стороны; масштабности объекта.
Этап 2. Планирование аудита промышленной безопасности.
На данном этапе определяется и согласуется перечень критериев аудита, на основе которых можно сделать вывод о состоянии промышленной безопасности ОПО.
Перечень критериев разрабатывается на основе требований промышленной безопасности, которые предъявляются к объекту заказчика, однако по согласованию с организацией-заказчиков в перечень могут быть включены требования охраны труда, экологической и пожарной безопасности и пр. Стоит отметить, что перечень критериев не ограничивается пунктами нормативно-правовых актов.
Важной процедурой на данном этапе является изучение предписаний контрольно-надзорных органов, на основе которых уточняются ранее разработанные критерии. Изучение судебной практики по административным и уголовным делам о нарушениях требований промышленной безопасности позволяет расширить перечень критериев и сделать вывод об объективности полученных групп критериев.
Результатом планирования является разработка чек-листов, необходимых для непосредственного проведения аудита промышленной безопасности ОПО.
Этап 3. Проведение аудита промышленной безопасности.
Настоящий этап можно разделить на документарный и натурный (технический). Под документарным аудитом понимается анализ, экспертиза и определение соответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации и разрешительной, проектной, эксплуатационной и технической документации. Необходимо отметить, что при проведении документарного аудита производится оценка соответствия положений и процедур, имеющихся на объекте, предъявляемым к ним нормативным требованиям промышленной безопасности, что имеет особую актуальность в эпоху «регуляторной гильотины».
Под натурным (техническим) аудитом понимается выезд на производственные площадки (участки, цеха) объекта, внешний осмотр зданий, сооружений и технических устройств, входящих в состав ОПО. Такая форма аудита позволяет установить законность эксплуатации оборудования, определить соответствие фактически эксплуатируемого оборудования сведениям о составе опасного производственного объекта. Натурный (технический) аудит сопровождается фото и видеофиксацией (при согласовании с организацией-заказчиком), и может проводиться в форме интервью (опроса, беседы) работников ОПО.
Документарный и натурный (технический) аудит осуществляется по заранее определенным 22 темам (направлениям) аудита для объектов нефтегазового комплекса (рисунок 7). Выбранные темы (направления) аудита явились следствием изучения, анализа и систематизации требований промышленной безопасности [4, 9, 10] и других нормативных правовых актов. Кроме этого, при проведении аудита проводится причинно-следственный анализ выявленных нарушений с учетом:
1. требований к оборудованию, материалам, технологическим процессам;
2. требований к работникам опасного производственного объекта;
3. требований к процедурам эксплуатации и организации безопасного
производства работ, наличию, содержанию и ведению документации.
Этап 4. Заключительный этап.
На данном этапе подготавливается заключение (отчет) о проведенном аудите, в который включается информация о реальном состоянии промышленной безопасности и выявленных несоответствиях с указанием конкретных пунктов нормативно-правовых актов, требования которых были нарушены. При согласовании с заказчиком выявленные нарушения могут быть ранжированы по степени их критичности, уровню риска и причинам их возникновения. Помимо перечня выявленных несоответствий к заключению аудита разрабатывается план мероприятий, направленный на устранение выявленных несоответствий (нарушений).
В план включаются рекомендации по двум группам:
1. действия, направленные на устранение несоответствий (нарушений);
2. действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий (нарушений).
При оформлении заключения (отчета) аудита и представления его результатов могут применяться различные инструменты визуализации. Авторами предлагается применение «объектограммы» и «радара» – инструментов визуализации, позволяющих определить и ранжировать ключевые направления аудита.
Общий вид «объектограммы» в области промышленной безопасности представлен на рисунке 8. Объектограмма чаще всего изображается как круг, разбитый на определенное число секторов. В зависимости от влияния (ранга, оценки и пр.) того или иного фактора секторы круга закрашиваются.
«Радар» чаще всего изображается как круг, разбитый на определенное число секторов. Чем ближе тема (направление) к центру радара, тем выше ее существенность в рамках деятельности эксплуатирующей организации.
Устройство «радара» в области промышленной безопасности предлагается отображать следующим образом. Составляется перечень существенных тем (направлений) аудита для объектов нефтегазового комплекса в соответствии с законодательными требованиями (в нашем случае под перечнем существенных тем понимается перечень критериев аудита, представленный на рисунке 7). Существенность определяется значимостью и влиянием на деятельность организации, эксплуатирующей ОПО, того или иного критерия, сложностью и количеством материальных ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по устранению несоответствия. Оси радара представляют собой шкалу, при помощи которой можно оценить степень значимости выбранных направлений.
Общий вид «радара» в области промышленной безопасности представлен на рисунке 9.
Рассмотрим пример практического применения «радара» в области промышленной безопасности. Авторами статьи был проведен предлицензионный аудит промышленной безопасности ОПО III класса опасности (зарегистрирован в реестре в 2019 г.) с целью определения его готовности к лицензионной выездной проверке Ростехнадзора.
В результате проведенного аудита были выявлены несоответствия требованиям промышленной безопасности, среди которых:
- отсутствие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объекта;
- отсутствие сертификатов (деклараций) соответствия на технические устройства, входящие в состав ОПО;
- отсутствие эксплуатационных паспортов;
- отсутствие аттестации в области промышленной безопасности у специалистов объекта и др.
Некоторые из выявленных несоответствий были ранжированы по степени существенности и отражены на «радаре» в области промышленной безопасности (рисунок 10).
Инструменты визуализации предлагается использовать для совершенствования работы в области промышленной безопасности с одновременным отслеживанием процессов и изменений в области промышленной безопасности при эксплуатации ОПО.
Выводы
Можно выделить следующие преимущества аудита промышленной безопасности:
- аудит промышленной безопасности позволяет выявлять нарушения соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности;
- позволяет определить и оценить фактическое состояние уровня промышленной безопасности на предприятии;
- позволяет своевременно проводить корректирующие мероприятия;
- позволяет подготовиться к проверке контрольно-надзорных органов и при устранении выявленных в ходе аудита несоответствий может гарантировать успешное прохождение таких проверок;
- позволяет своевременно принимать меры при изменении требований нормативно-правовой базы, что особенно актуально в настоящее время.
С устранением выявленных в ходе аудита промышленной безопасности несоответствий (нарушений) деятельность организации, эксплуатирующей ОПО, становится законной, защищенной и безопасной.
Результаты аудита промышленной безопасности, представляющиеся заказчику, как правило, в форме отчета и заключения, предлагается дополнить при помощи инструментов визуализации –«объектограммы» и «радара» в области промышленной безопасности. Стоит отметить, что области применения «объектограммы» и «радара» обширны и разнообразны и не ограничиваются лишь представлением информации по результатам аудита промышленной безопасности. Применять такой инструмент полезно, например, перед разработкой плана мероприятия по обеспечению промышленной безопасности эксплуатирующей организацией в рамках осуществления производственного контроля на ОПО.
Список использованных источников
1. Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192 (ред. от 30.12.2020) «О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, и признании не действующей на территории Российской Федерации Инструкции по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденной Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359691/ (дата обращения: 04.10.2021).
2. Махнёва А.Н., Солодовников А.В., НПА по вопросам, отнесенным к компетенции Ростехнадзора // ТПА Трубопроводная арматура и оборудование. Международный журнал. – 2017. – № 3 (90). – С. 74-75.
3. Реформа контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. URL: https://knd.ac.gov.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/ (дата обращения: 04.10.2021).
5. Карабанов Ю.Ф., Печеркин А.С., Ткаченко В.А., Сидоров В.И. Аудит промышленной безопасности опасных производственных объектов// Безопасность труда в промышленности. — 2019. — № 2. — С. 60-69.
6. Махнёва А.Н., Фатхутдинов Р.И. Анализ причин и последствий аварийности на объектах нефтегазодобычи за 2003-2019 гг // Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2021. – № 3 с. 91-104.
7. Махнёва А.Н., Солодовников А.В., Хизбуллина А.А. О нарушениях требований промбезопасности при эксплуатации объектов добычи и обустройства месторождений углеводородного сырья // Промышленность и безопасность – 2017. – № 5 (115) – С.40-45
8. Махнёва А.Н., Солодовников А.В., Особенности проведения оценки соответствия опасных производственных объектов нефтегазодобывающих производств требованиям промышленной безопасности // Нефтегазовое дело. – 2019. - № 1. – С. 13-28.
9. Постановление Правительства РФ от 17.08.2020 N 1243 (ред. от 30.06.2021) «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360229/ (дата обращения: 04.10.2021).
10. Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365151/ (дата обращения: 04.10.2021).
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.08.2020 N 1192 (red. ot 30.12.2020) «O priznanii utrativshimi silu nekotorykh normativnykh pravovykh aktov i otdel'nykh polozhenii normativnykh pravovykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii, ob otmene nekotorykh normativnykh pravovykh aktov i otdel'nykh polozhenii normativnykh pravovykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, soderzhashchikh obyazatel'nye trebovaniya, soblyudenie kotorykh otsenivaetsya pri provedenii meropriyatii po kontrolyu pri osushchestvlenii federal'nogo gosudarstvennogo nadzora v oblasti promyshlennoi bezopasnosti i gosudarstvennogo gornogo nadzora, i priznanii ne deistvuyushchei na territorii Rossiiskoi Federatsii Instruktsii po nablyudeniyam za deformatsiyami bortov, otkosov ustupov i otvalov na kar'erakh i razrabotke meropriyatii po obespecheniyu ikh ustoichivosti, utverzhdennoi Gosudarstvennym komitetom po nadzoru za bezopasnym vedeniem rabot v promyshlennosti i gornomu nadzoru pri Sovete Ministrov SSSR 21 iyulya 1970 g.» [Decree of the Government of the Russian Federation of 08.06.2020 N 1192 «On invalidation of some regulatory legal acts and certain provisions of regulatory legal acts of the Government of the Russian Federation, on the abolition of some regulatory legal acts and certain provisions of regulatory legal acts federal executive bodies containing mandatory requirements, compliance with which is assessed when carrying out control measures in the implementation of federal state supervision in the field of industrial safety and state mining supervision, and the recognition of the non-valid in the territory of the Russian Federation Instructions for observing deformations of sides, slopes of benches and dumps in quarries and the development of measures to ensure their sustainability, approved by the State Committee for Supervision of Safe Work in Industry and Mining Supervision under the Council of Ministers of the USSR on July 21, 1970» with the Additions and Amendments of December, 30, 2021] Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_359691/ (accessed 04.10.2021). (in Russ.).
2. Makhneva A.N., Solodovnikov A.V., NPA po voprosam, otnesennym k kompetentsii Rostekhnadzora [Normative legal acts on issues within the competence of Rostekhnadzor]. TPA Truboprovodnaya armatura i oborudovanie. Mezhdunarodnyi zhurnal – PFE Pipe fittings and equipment. International journal, 2017, No 3 (90), pp. 74-75. (in Russ.).
3. Reform of control, supervisory and licensing activities. Available at: https://knd.ac.gov.ru/ (accessed 04.10.2021). (in Russ.).
4. Federal'nyi zakon ot 21.07.1997 N 116-FZ (red. ot 11.06.2021) «O promyshlennoi bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"ektov» [Federal Law of 21.07.1997 N 116-FL (as amended on 11.06.2021) «On industrial safety of hazardous production facilities» with the Additions and Amendments of June, 11, 2021] Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/ (accessed 04.10.2021). (in Russ.).
5. Karabanov Yu.F., Pecherkin A.S., Tkachenko V.A., Sidorov V.I. Audit promyshlennoi bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"ektov [Industrial Safety Audit of Hazardous Production Facilities]. Bezopasnost' truda v promyshlennosti – Occupational Safety in Industry, 2019, No 2, pp. 60-69. (in Russ.).
6. Makhneva A.N., Fatkhutdinov R.I. Analiz prichin i posledstvii avariinosti na ob"ektakh neftegazodobychi za 2003-2019 gg [Analysis Of Causes And Effects Of Accidents At Oil And Gas Production Facilities For 2003-2019] Problemy sbora, podgotovki i transporta nefti i nefteproduktov – Scientific-Technical Journal «Problems of Gathering, Treatment and Transportation of Oil and Oil Products», 2021, No 3, pp. 91-104. (in Russ.).
7. Makhneva A.N., Solodovnikov A.V., Khizbullina A.A. O narusheniyakh trebovanii prombezopasnosti pri ekspluatatsii ob"ektov dobychi i obustroistva mestorozhdenii uglevodorodnogo syr'ya [On violations of industrial safety requirements during the operation of production facilities and development of hydrocarbon deposits] Promyshlennost' i bezopasnost' – Industry and Safety, 2017, No 5 (115), pp.40-45. (in Russ.).
8. Makhneva A.N., Solodovnikov A.V., Osobennosti provedeniya otsenki sootvetstviya opasnykh proizvodstvennykh ob"ektov neftegazodobyvayushchikh proizvodstv trebovaniyam promyshlennoi bezopasnosti [Features Of Conformity Assessment Of Oil And Gas Complex Hazardous Production Facilities To Industrial Safety Requirements] Neftegazovoe delo – Oil and Gas Business, 2019, No 1, pp. 13-28. (in Russ.).
9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.2020 N 1243 (red. ot 30.06.2021) «Ob utverzhdenii trebovanii k dokumentatsionnomu obespecheniyu sistem upravleniya promyshlennoi bezopasnost'yu» [Resolution of the Government of the Russian Federation of August 17, 2020 No. 1243 «On approval of requirements for documentation of industrial safety management systems»] Konsul'tantPlyus. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360229/ (accessed 04.10.2021). (in Russ.).
10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.10.2020 N 1661 «O litsenzirovanii ekspluatatsii vzryvopozharoopasnykh i khimicheski opasnykh proizvodstvennykh ob"ektov I, II i III klassov opasnosti» [Decree of the Government of the Russian Federation of 12.10.2020 No. 1661 «On licensing the operation of explosive and fire hazardous and chemically hazardous production facilities of I, II and III hazard classes»] Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_365151/ (accessed 04.10.2021). (in Russ.).