Когда меня попросили написать статью о ненависти учителей к детям, я сначала растерялся. Тематика не просто щекотливая – она способна поднять целую волну негодования, с трех сторон, учеников, родителей и учителей. Но ведь проблему-то никуда не денешь. Она была, есть и увы, будет.
Каких детей ненавидят учителя
Само слово «ненависть» в данном контексте звучит как-то кощунственно, что ли. Предвижу, что «яжематери» в один голос воскликнут: «если ты учитель, то не имеешь права ненавидеть, ведь это же твое призвание». Но будем честными: ненависть есть. И ее хотя бы единожды испытывали даже заслуженные учителя «со стажем».
Кого же ненавидят учителя? Таких учеников можно поделить на 5 основных категорий:
· «Альфа». Это лидер, «вожак стаи», за которым в любой момент времени пойдет большая часть класса. В средних классах «альфой» может быть обычный хулиган, а вот в старших – это, как правило, отличник, у которого отлично работают мозги. «Альфа» видит в учителе своего конкурента, врага. Поэтому и нахамить может, и важный урок сорвать. «Альфа» быстро находит все слабые места учителя и охотно ими пользуется. «Альфа», как правило, травит «омегу», это самый слабый, тихий, беспомощный ребенок в школе. Травля эта обнажает самое страшное – беспомощность учителя в данной ситуации. Совет учителю: никогда не показывайте «Альфе», что вы его/ее боитесь! После такого останется только уволиться – ученика выгнать из школы вам никто не даст.
· Мажоры. Мажоры – это дети богатых, обеспеченных родителей. Считают, что им все позволено и все им должны. Мажоры ведут себя с учителями вызывающе: угрожают увольнением или даже реальными сроками заключения. Большинство мажоров – трусы еще те. Они никогда не тронут тех, от кого может исходить реальная угроза. И еще: они быстро затихают, после того как учитель «выходит» на родителей.
· «Нюня». Этот тип учеников постоянно на что-то жалуется: родителям – на учителей, учителям – на родителей, дирекции школы – на всех сразу. «Нюни» бывают как относительно тихими, так и буйными, когда во все стороны летят рюкзак и школьные принадлежности. Такие «нюни» есть практически в каждом классе. Они постоянно жалуются родителям. А те потом прилетают в школу и с пеной у рта рассказывают, какой учитель нехороший, невовремя вызывал дите к доске – ребенок не успел морально подготовиться. Или недавно переболел и не восстановился, а вы посмели задавать вопросы свои. Этот ученик получил плохую оценку? Виноват опять учитель, который не смог донести азы своего предмета и покалечил хрупкую детскую психику.
· «Мудрила». Одним своим внешним видом показывает, что все знает и без объяснений учителя. Дело тут не в том, что этот ученик хорошо учится и ездит на все олимпиады – просто у «мудрилы» очень большое самомнение. Наверняка из таких и получаются чиновники «средней руки», которые умеют создавать видимость высокой квалификации и имитировать бурную деятельность. Такой «мудрила» был и в моей практике: постоянно исправлял оценки в своем дневнике. Правда всплыла только после того, как мама его пришла в школу на родительское собрание. Выяснилось, что оценки мальчик исправлял только ради того, чтобы мама отпускала его гулять с друзьями.
· «Омеги». Вы наверняка можете подумать, что если «альфы» хорошие, то «омеги» плохие? Это не всегда так! Довольно часто у класса есть все основания для того, чтобы не любить омегу. Эти дети иногда являются сплетниками, доносчиками, ворами. Подростковая нелюбовь выражается очень сурово. Как в советском фильме «Чучело». Если не видели – обязательно посмотрите. Учителю приходится защищать «омегу». В этом случае учителя не любят не столько «омегу», сколько войну, которую приходится вести со всем остальным классом. Часто «омеги» живут, что называется, «на своей волне» и «расшевелить» их, заставить развиваться практически невозможно.
Это основные типы учеников, с которыми учителям труднее всего. Встречаются и «комбинированные» типы. Например, «альфа» вполне может быть «мажором», а «мажор» – «нюней».
Причина ненависти
Я считаю, что причину учительской ненависти неправильно искать только в самых учителях, учениках или их родителях. Это очень серьезная проблема, которой не подходит любое однобокое решение. Конечно, бывают недостойные учителя, которым не место в профессии. Бывают и хорошие люди, которых просто «сломала» система. Но по моим наблюдениям, количество неуравновешенных, неадекватных учеников растет с каждым годом! Родители стали какими-то обидчивыми, слишком чувствительными. На то, что лет 20 тому назад просто не обратили бы внимание, сегодня в суд подают!
Раньше учитель был уважаемым человеком, перед которым снимали шляпу. И в прямом, и в переносном смысле слова. А что имеем сегодня? Учителей свели к роли обслуживающей прислуги. И дело не только в величине заработной платы. Учителей заставляют заниматься кучей ненужной бумажной работы, совершенно забывая о том, что основная задача школы – учить, давать знания.
И как-то само собой сложилось, что «учитель всегда виноват». Если учитель, не виноват, смотри пункт первый. Увы, это не анекдот, и уже не смешно. Способствуют падению престижа профессии и средства массовой информации. Показывают любой конфликт – виноват учитель. Людям промыли мозги.
Критикуешь – предлагай! Так, наверное, в сердцах воскликнет мой читатель.
Выход я вижу в нескольких шагах:
· Поднятие заработной платы учителей до уровня силовиков и судей. Ведь в глобальном смысле, от учителей зависит будущее нашей страны, наше с вами будущее. К большому сожалению, об этом никто не задумывается.
· Профессиональная чистка рядов учителей. Не секрет, что многие держатся на этой работе просто потому, что ничего другого делать не умеют. Но высокая заработная плата предполагает и соответствующую квалификацию, и любовь к детям. Как тут не вспомнить слова Д. Медведева: «Идите работать в бизнес».
· Ответственность родителей и самих учеников. Срываешь уроки, хамишь учителю – давай, до свидания! Выдать такому ученику «волчий билет», с которым и на работу дворником не возьмут. Жестоко? Да! Но мы ведь собрались менять систему, не так ли?
· Слишком активные «яжематери» с их отпрысками пусть отправляются в платные школы. Уверен, что там они долго права не покачают – родителей, желающих учить детей в хорошей, престижной школе, хоть отбавляй. Не нравится – вам быстро укажут на дверь!
· Перед рождением ребенка родители должны в обязательном порядке пройти какие-то курсы, с педагогическим, психологическим наполнением. А то многие рожают «по залету», а потом не знают, что с этими детьми делать! Не можешь – тебя научат как быть папой и мамой, ну а не хочешь – извини, брат, но твоего ребенка заберет государство.
· Социальные службы должны работать качественно, а не как сейчас. Забирайте детей у алкоголиков, наркоманов, а также у тех, кто не хочет устраиваться ни на одну работу. Дешевле прокормить и воспитать этих детей до 18 лет, чем потом бороться с волной преступности. Государству необходимо направить средства в развитие детских домов семейного типа или приемные семьи. Ведь есть же такие люди, которые в силу того, что их обделила природа, не могут быть папой и мамой. Но очень хотят, а главное имеют понятие что они будут делать с детьми. Такие люди научат детей быть вежливыми со взрослыми. И тогда, глядишь, через несколько поколений проблема взаимной ненависти учителей, детей и родителей исчезнет сама по себе.
Предвижу, что многие читатели этой статьи будут со мной в корне не согласны. Что ж, я к этому готов. В конце концов, не красная девица, чтобы всякому нравиться. А изменять свое мнение в угоду вашему не буду – возраст уже не тот.
С уважением, Кривич Иван Иванович, бывший учитель математики
Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт. Расскажите о нашем канале своим друзьям! Скопируйте и отправьте им ссылку https://zen.yandex.ru/prodelkin. Мы будем очень рады новым читателям!