Найти тему
Хакнем Школа

Раньше отдал ребёнка в школу в 7 лет, купил букварь, и там он как-то сам, а сейчас?

Оглавление

Раньше отдал ребёнка в школу в 7 лет, купил букварь — и там он как-то сам, с педагогической помощью. Теперь ребёнок должен уметь читать не просто к школе — к подготовке, то есть в шесть. В подготовке продвинутых школ — в пять. И если учителя начальной школы изучали методологию преподавания всего этого в институтах, то родители оказываются буквально в роли барана перед новыми воротами. Я нахожусь в точке А, умея читать, ребёнок в точке Б, не умея, а как из Б попасть в А — непонятно.

Пыталась опрокинуться сознанием в прошлое — но никак не могу вспомнить сам процесс сложения букв в слоги и слова, просто бац! — и я уже читаю. Мама рассказывала, что я как-то сама выучилась, наблюдая в шесть лет за соседской девочкой-первоклассницей. Мне с моими так не повезло — никаких первоклассниц вблизи, которым бы доверить…

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

Буквы выучили в 4 где-то, без проблем. И на слух, и с картинками, и раскрасить — нормально. По отдельности. А потом встало бетонной стеной: МАМА МЫЛА РАМУ. Не знаю, как у кого, но мои не читают эту конструкцию, никак. То есть ребёнок мусолит звуки все — но не понимает, не ощущает, что за набором звуков — слова и смыслы, история, действие какое-то, он не проваливается в другую реальность, ЗА страницей, его начинает всё бесить, и он идёт в отказ.

Бились день, два, неделю — никак. Сижу, смотрю в тоске на эту «маму с рамой», думаю: а чего это она раму моет? Вообще моют стёкла, а не рамы. Нет, рамы тоже моют, но не отдельно от стёкол...а может, у неё стёкол нет вообще, одни рамы? Странно как-то. Ребёнок тоже так устало:

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

— Мам, а что такое РАМА? — и тут вдруг до меня доходит, что я пытаюсь заставить ребёнка читать и представлять то, что он в принципе понять не может, даже вообразить!

Потому что я никогда не говорю — «я мыла раму» или «пойду-ка я рамы помою», я говорю — «я окошки буду мыть». И вообще ребёнок не думает в прошедшем времени, он как-то больше в двух измерениях — «ХОЧУ» и «СЕЙЧАС». Откуда у него возьмётся оценка того, что делала (в прошлом) мама? Ну серьёзно, это типа папа приходит домой и с порога:

— Что делала мама сегодня, сын?

— МАМА МЫЛА РАМУ, — сумасшедший дом, ей-Богу )) Не «как дела», не «айда в конструктор», а мама чем занималась. Да ребёнок не вспомнит, чем сам час назад занимался, что уж тут про маму говорить!

Всё это вихрем пронеслось в голове, я посмотрела на своего ребёнка нежно и жалостливо, как на узника психологических пыток. Ребёнок же смотрел на толстого довольного кота, который лопал молоко из миски и явно ему завидовал. Я тут же схватила чистый лист и вывела печатными буквами:

«ФРОСЯ» — имя у кота редкое и узнаваемое и в буквах выглядит интересно, детский пальчик упёрся в «Ф»:

— Фрося…, — и снова глазами на кота, смотрит, уже с улыбкой, вот оно что! Вот эти значки — это ж мой кот! Его можно написать на листочке!

Изображение из открытых источников информации
Изображение из открытых источников информации

У меня в душе уже плясала эврика, когда я выводила «ЛАКАЕТ», потом «МОЛОКО» и «ИЗ МИСКИ». Для ребёнка это была игра, узнавание того, что он видит перед собой, узнавание заново, в значках! Я исписала лист, потом другой, ловя ликование и интерес, но любой урок кончается, потому что надвинулись еда и сон.

Вторым этапом — написать, стала тема с письмами. Мы с детьми в разных комнатах и пишем друг другу на листочках — «привет», «как дела?», «у меня есть конфета», «гулять пойдём?» — простые фразы, но условие — не разговаривать ртом. Только писать. И ещё дети любят писать список перед походом в магазин, я суечусь по квартире и вспоминаю, что нам нужно — а секретарь лет четырёх всё записывает на маленький листочек. Ну, бывают ошибки, конечно, но в целом понятно и — ребёнок занят делом! Он помогает! А помогать, как известно, дети любят больше всего. А потом, в магазине, искать по «своему» списку продукты вдвойне приятнее.

Чтение взрослыми для ребёнка мы тоже прошли, как все: просто читали в любой момент и чаще на ночь сказки, рассказы, книг дома много.

Но снова встали на линии «ребёнок читает книгу сам» в шесть лет.

Лень, трудно, хочется, чтобы только взрослый. Потому что взрослому — легко, он быстро читает, и приятно так лежать в постельке и представлять, что делается в книжке. К тому моменту мы вслух перечитали уже всё детское вдоль и поперёк, и просить ребёнка читать вслух простенькую «Репку» или «Колобка» было стрёмно. Взрослые книги с мелким шрифтом — всё-таки трудно. Занимательные детские рассказы Носова с ворохом диалогов — тоже глаза сломает. Принцессы и царевны Шарля Перро и Братьев Гримм не впечатляли наших современных детей, как нечто абсолютно непригодное к жизни.

Нашим прорывом стал Хемингуэй, «Старик и море». Это очень простая повесть про старика и мальчика, из простых слов, но длинная, с медленным и неуклонным нарастанием эмоционального накала. Старик хочет поймать главную Рыбу своей жизни, выслеживает её, ждёт, потом борется с ней… и развязка всей истории поражает. Мы влезли в эту историю, мы жили в ней, рисовали и Рыбу, и лодку, и восход на море, и мальчика, и хижину на берегу….всё это очень просто! И, главное — понятно ребёнку, все мысли и чувства, и события — понятны, реальны!

Иллюстрация к повести Хемингуэя "Старик и море"
Иллюстрация к повести Хемингуэя "Старик и море"

Я прочла страниц пять-десять перед сном, очень эмоционально, сильно, останавливаясь и рассказывая, как это может быть, как он держал леску через спину (махровый пояс халата), как он пил кофе из консервной банки, как спал с леской, намотанной на руке, как его дёргала и будила рыба — и потом что-то случилось, то ли дела, то ли заболела, и не смогла читать несколько дней. Дети, хитрецы, ждали чуть не неделю, терпели, а потом вижу — взяли книжку и, шевеля губами, стали прорываться сквозь слова и предложения — к морю и старику, к его Рыбе.

Мне кажется, что достаточно простой, понятный ребёнку набор слов (море, солнце, старик, подумал, взял, отпустил, поймал, посмотрел) здесь идеально сочетается с эмоциональным вовлечением. У нас никак «не зашли» ни лисички со скалочками и зайками, ни волки с медведями, всё это, вероятно, было написано в те времена, когда дети проводили лето в деревне и видели вживую и курочку, и яичко, и мышку, и корову с петухом. Мои, к сожалению, не видели, а зоопарк — это совсем не то…

Из мультфильмов, даже самых лучших, советских, тоже никак не могли найти ту самую «дверь», через которую зайти в мир кинематографа. Ни «Морозко», ни Принцесса с подснежниками, никакие кареты, звери, Снежная Королева, Ну, погоди! — всё никак, не отзывается. Несъедобно для современного детского сознания.

Пошли опять от реалий — нравится тема леса, растений, духов леса, близости с природой, чтобы с умением договариваться, слышать растения, говорить с ними. И потрясающий японский мульт «Мой сосед Тотторо» и вся серия Хаяо Миядзаки нас буквально очаровала. Совсем иная философия, где именно маленькие дети, дружественные им взрослые и вода, природа, стихия. Сосуществование вместе, с вниманием друг к другу, бережное, аккуратное.

Картинка из мультфильма «Мой сосед Тотторо»
Картинка из мультфильма «Мой сосед Тотторо»

Получается, что не дети наши ленивые и тупые и не хотят читать… А мы, взрослые, не умеем уловить состояние их души, их сознания и предложить ту литературу, которая бы отозвалась.

Автор: #мама-панорама ,многодетная мама, соавтор канала Хакнем Школа.

Читайте нас также в телеграм по этой ссылке

Другие статьи автора:

-6

Хотите опубликовать свой пост в «Хакнем Школа»? Напишите нам на почту: story@haknem.com