Как разнообразить тему урока "Морфологический разбор" с помощью сторителлинга

745 прочитали
Тема "Морфологический разбор" нужная, важная, но не очень интересная. Но даже такую довольно скучную тему можно превратить в увлекательную историю. Рассказываю как.

Тема "Морфологический разбор" нужная, важная, но не очень интересная. Но даже такую довольно скучную тему можно превратить в увлекательную историю. Рассказываю как.

Вы наверняка знаете, что такое сторителлинг. В переводе с английского это "рассказывание историй". Этот прием, который изначально применялся в маркетинге и рекламе, сейчас активно используется в обучении.

Так вот при помощи сторителлинга превращаем морфологический разбор в увлекательную историю. Приведу пример такой истории на уроке в 5 классе.

Тема

Морфологический разбор имени прилагательного.

План урока

1. Повторим морфологические признаки прилагательного.

2. Познакомимся с планом морфологического разбора имени прилагательного.

3. Научимся выполнять морфологический разбор.

А еще… узнаем одну интересную историю и даже поучаствуем в ней.

Ход урока

Начало истории

Это было в давние времена. Тогда слов было немного и все части речи жили вместе под правлением Королевы Морфологии.

Но со временем слов стало больше. У каждой Части Речи появились свои особенности — морфологические признаки. И стало им в одном замке тесно. Тогда Королева Морфология предложила каждой Части Речи перебраться в отдельный замок.

Начались сборы. Собрались Части Речи в Хранилище, чтобы разделить всё имущество, которое там находилось. Но там царил ужасный беспорядок. Все вещи были свалены в коробки без разбору.

— Надо провести ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ и СОРТИРОВКУ! — приказала Королева Морфология.

Беседа

- Ребята, а вы знаете, что такое инвентаризация и сортировка?

(Ученики предлагают свои варианты ответов).

Толковый словарь

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ — это проверка наличия и состояния имущества, а также его оценка.

СОРТИРОВКА — это распределение, разбор по сортам, качеству, размерам, сходным признакам.

Продолжение истории

И начался процесс. Каждая Часть Речи должна была отобрать из общей кучи то, что принадлежало ей, и привести имущество в порядок.

Первым за дело взялось Имя Прилагательное.

Включение учеников в историю

И в этот момент в историю попадаем мы с вами, чтобы помочь Имени Прилагательному.

Помогите Имени Прилагательному выбрать нужное значение:

признак действия, признак предмета, предмет, действие предмета, число, количество.

Помогите Имени прилагательному выбрать нужные вопросы:

Кто? Чей? Когда? Что делать? Сколько? Где? Что? Какой? Куда? Как? Что сделать? Каков?

Помогите Имени прилагательному выбрать нужные морфологические признаки:

склонение, спряжение, полная и краткая форма, собственное и нарицательное, одушевленное и неодушевленное, число, род, лицо, вид, время, падеж.

Помогите Имени прилагательному выбрать синтаксическую роль:

подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

Продолжение истории

Имя Прилагательное с вашей помощью сумело собрать всё своё имущество и переехало в свой замок. За ним потянулись и его подданные — слова.

Тогда Правитель сразу решил установить порядок в своём замке и выдать каждому подданному ПАСПОРТ. (Мы будем называть его планом морфологического разбора).

И началась ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Беседа

-Знаете ли вы, ребята, что такое паспорт и идентификация.

(Ответы учеников).

Толковый словарь

ПАСПОРТ — документ, являющийся удостоверением личности и видом на жительство.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ — это установление полного соответствия предмета или человека определённым признакам.

План морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.

II. Морфологические признаки:

  • начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода);
  • полная или краткая форма;
  • число;
  • род (в единственном числе);
  • падеж (в полной форме).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо растёт в южных городах. Воздух там так сух и горяч, что плоды на дереве засыхают и превращаются в урюк. Цветёт абрикос до распускания листьев. Всё дерево покрывается бело-розовой пеленой. Цветущие деревца очень красивы.

Образец № 1

I. Жарких (гор) — прилагательное, признак предмета. Гор (каких?) жарких.

II. Н.ф. — жаркий; в полной форме, мн. числе, род. падеже.

III. Гор (каких?) жарких - определение.

Образец № 2

I. Сух (воздух) — прилагательное, признак предмета. Воздух (каков?) сух.

II. Н.ф. — сухой; в краткой форме, ед. числе, муж. роде.

III. Воздух (каков?) сух.

Практическая работа

А теперь попробуйте сами "выписать паспорта" двум оставшимся прилагательным из текста.

Задание 1

I. Бело-розовой (____________) — _____________, ___________. ____________ (_______?) ____________.

II. Н.ф. — _________________; в ___________ форме, ______числе, _____ роде, _____ падеже.

III. _________ (_________?) _________________.

Задание 2

I. Красивы (____________) — _____________, ___________. ____________ (_______?) ____________.

II. Н.ф. — _________________; в ___________ форме, ______числе, _____ роде, _____ падеже.

III. _________ (_________?) _________________.

Продолжение истории

Представим себе, что все прилагательные паспорта получили. Теперь надо расселить их по домам. Помогите им это сделать. Заселите прилагательные в правильные домики.

Прилагательные:

1.(о) весеннем (дне)

2.(в) глубоком (озере)

3.(на) белую берёзу

4.(звёзды) ярки

5.удивительными (приключениями)

Домики

1. полн. ф., ед. ч., м. р.. предл. пад. (ответ: о весеннем дне)

2. полн. ф., ед. ч., ж. р., вин. пад. (ответ: на белую берёзу)

3. крат. ф., мн. ч. (звезды ярки)

4. полн. ф., ед. ч., ср. р., предл. пад. (в глубоком озере)

5. полн. ф., мн. ч., твор. пад. (удивительными приключениями)

Тема "Морфологический разбор" нужная, важная, но не очень интересная. Но даже такую довольно скучную тему можно превратить в увлекательную историю. Рассказываю как.-3

Итог урока

Вы замечательно справились с заданием и помогли Имени Прилагательному вместе с подданными переселиться в замок, а заодно научились делать морфологический разбор слов этой части речи.

В заключение урока поиграем в "Данетку"

Если вы считаете, что утверждение верное, то отвечайте "да". Если думаете, что утверждение неверное, то отвечайте "нет".

1. В этом предложении прилагательное стоит в полной форме единственного числа мужского рода именительного падежа.

Ребята зашли в просторный класс.

2. В этом предложении оба прилагательных стоят в полной форме мужского рода единственного числа.

Лес осенью пуст и печален.

3. В этом предложении прилагательное является сказуемым.

Лай собаки очень громкий.

4. В этом предложении прилагательное стоит в краткой форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.

Ваш совет для меня ценен.

5. Прилагательное «длинные» относится к существительному «ночи».

Летом ночи короткие, а дни длинные.

Рефлексия

Представьте, что гора — это ваш путь к полному пониманию изученной темы. Вершина — это безукоризненное понимание и знание. Флажками на склонах обозначены отрезки пути. На каком из отрезков находитесь вы?

Тема "Морфологический разбор" нужная, важная, но не очень интересная. Но даже такую довольно скучную тему можно превратить в увлекательную историю. Рассказываю как.-4

Презентацию и сценарий к уроку можно скачать здесь.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".