Найти тему
Загадки Сибири

Кто придумал башни Рожновского

Привет, друзья! Цельнометаллические водонапорные башни можно встретить почти в каждом населенном пункте России. Парадокс состоит в том, что инженер Рожновский, чьим именем они названы, не был их изобретателем.

Эти башни – это одна из наиболее распространенных в нашей стране систем, которая служит для регулирования расхода и напора воды.

Цельнометаллическая башня Рожновского с гнездом аиста
Цельнометаллическая башня Рожновского с гнездом аиста

Их массовое внедрение в эксплуатацию началось во второй половине 1930-х годов на железной дороге, где постоянно требовалась быстрая заправка паровозов водой.

Новые башни пришли на смену величественным старым водонапорным сооружениям, выложенным из кирпича, которые прежде являлись одним из главных украшений крупных железнодорожных узлов.

Основным их преимуществом была простота и скорость установки. Обычно на эту операцию тратилось несколько дней. Тогда как на возведение их дореволюционных кирпичных аналогов порой уходили годы.

Также новые башни не требовали подогрева воды в зимнее время, что значительно удешевляло их обслуживание.

Изготовление цельнометаллической водонапорной башни
Изготовление цельнометаллической водонапорной башни

Их массовый ввод в эксплуатацию начался по инициативе Анатолия Рожновского, который в то время трудился главным инженером Конторы Пневматического Водоснабжения при Народном Комиссариате путей сообщения СССР.

По руководством Анатолия Александровича была разработана оптимальная конструкция башен, которая и была рекомендована к внедрению в народное хозяйство.

Также Рожновский предложил метод скоростной монтажа башен и разработал схему их автоматической работы.

В итоге, сроки строительства узлов водоснабжения на ж/д станциях сократились в несколько раз. А открывать движение поездов стало возможным сразу практически сразу после постройки путей.

Анатолий Рожновский и его творение (коллаж автора публикации)
Анатолий Рожновский и его творение (коллаж автора публикации)

Это давало существенные выгоды советской промышленности, которая находилась в процессе интенсивной индустриализации.

Немалую роль новые башни сыграли и во время эвакуации промышленных предприятий из западных регионов Советского Союза на восток в начале Великой Отечественной войны.

Поэтому в 1942 году Рожновский был удостоен Сталинской премии 3-й степени. Кроме того, в итоге цельнометаллические водонапорные башни получили получили его имя.

Установка башни Рожновского, 1960 гг.
Установка башни Рожновского, 1960 гг.

Между тем непосредственным их изобретателем был инженер из Сибири Павел Земсков. Изначально этот специалист трудился над созданием водоканала в Томске. Затем перешел на железную дорогу, где заинтересовался устройством железнодорожных водонапорных башен.

В первой половине 1920-х годов Земсков в зимнее время произвел замеры температуры воды на всех башнях на огромном участке Великого Сибирского пути (так изначально называлась Транссибирская магистраль) от Омска до Иркутска.

Проанализировав результаты, он пришел к выводу, что возможно построить такие водонапорные башни, в которых при определенных режимах эксплуатации вода не будет замерзать.И следовательно, их можно не отапливать.

В 1924 году Земсков издал книгу, где изложил свои выводы. Скорее всего Рожновский был знаком с ними и опирался на рекомендации Земского. Не умоляя заслуг Анатолия Александровича, этот факт нужно просто отметить.

Одна из самых красивых в России водонапорных ж/д башен старой конструкции (Нижнеудинск, Иркутская область)
Одна из самых красивых в России водонапорных ж/д башен старой конструкции (Нижнеудинск, Иркутская область)

В период послевоенного восстановления народного хозяйства Советского Союза Рожновский активно занимался внедрением цельнометаллических железных башен в сельском хозяйстве.х

Во многих населенных пунктах башня Рожновского была первым установленным сооружением. С этих пор они стали по-настоящему народными.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.