О петербургском архитекторе Александре Васильевиче Кащенко мы знаем не очень много. Его карьера была довольно короткой, а реализованных проектов не очень много. Около десятка. Хотя в самом начале он подавал большие надежды, окончив обучение в Императорской академии художеств с большой золотой медалью, что удавалось единицам…
Думается именно успехи в стенах Академии способствовали приглашению Александра Васильевича в качестве архитектора ко дворам великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича. А это, в свою очередь, играло важную роль в деле получения первых частных заказов. Впрочем наиболее крупный заказ, на мой взгляд, остался «великокняжеским» - капитальная перестройка известного доходного дома на углу бывшей Троицкой улицы и Невского проспекта принадлежавшего Сергею Александровичу (в очень большом семействе даже великие князья не чурались изыскания дополнительных доходов). Строительство было завершено в 1900-м и реализация этого проекта позволила Кащенко задуматься о личной недвижимости...
В том же 1900-м Александр Васильевич приобрел обширный земельный участок на пересечении Таврической улицы и Суворовского проспекта, застроенный в ту пору деревянными домами, которые шли под снос. Участок этот в профиле просто идеально подходил для возведения типичного для Петербурга «дома-треугольника». Место было довольно просторное и существовавшие ограничения этажности допускали на участке высотное строительство – «шесть этажей с мансардой». Естественно разработкой проекта и его согласованием в городской управе Александр Васильевич занимался сам. И, наверное только здесь можно увидеть воплощенными «в камне» действительно все лучшие идеи «золотого» академического медалиста. Рациональная компоновка, непременные, но разумно распределенные торговые площади первого этажа, уже уходящая, но очень сдержанная и изящная эклектика в декоре фасада, наступающий, но еще не слишком «буйный» модерн в отделке парадных, непременная для таких домов парадная-треугольник…
Вообще «авторский почерк» заметен тут даже в мелочах. Допустим рисунок напольной плитки в парадной изящно гармонирует с плавным рисунком лестничных ограждений и с замечательным «витражным набором» обращенным в необычно светлый двор (этот «набор» неплохо сохранился в одной из парадных)…
Строительство было завершено в 1901-м. Первый этаж заняли «бизнес-арендаторы». Булочная, мясная лавка, лавка табачная, часовой магазин и даже сберегательная касса. В «основном пространстве» - строитель и владелец дома сам стал одним из первых жильцов. Вообще этот замечательный дом, как говориться, публике «приглянулся». Часто вспоминают, что именно тут, пусть и не долго, жил поэт Михаил Кузьмин. Семейство Авенариусов. Критик и переводчик Андрианов… Но чаще всего в разговоре о жильцах конечно звучит имя другого, гораздо более известного нежели сам владелец, архитектора. В 1903-м в доме снял квартиру молодой выпускник Института гражданских инженеров только только получивший первый заказ - Алексей Федорович Бубырь. Вполне возможно, что на выбор Алексея Федоровича повлияло не только удачное расположение и комфорт нового жилья, но и тот факт, что Кащенко был его земляком. Оба столичных архитектора родом из Екатеринославской губернии. Бубырь с семейством прожил в этом доме довольно долго. До 1908-го. Именно в этих стенах он создал проекты, которые сделали его настоящей «звездой» модерна. В том числе и знаменитый собственный дом на Стремянной…
Вообще это место обладало какой-то таинственной притягательной силой для архитектурного модерна. Первые опыты – работа самого Кащенко. Работа Бубыря над своими оригинальными проектами. В добавок покупкой соседних участков и строительством в этом месте заинтересовался еще один столичный «лидер стиля» - Александр Сергеевич Хренов. Первый свой дом он построил здесь практически одновременно с Кащенко, а в конечном итоге, возвел «в одну линию» аж пять домов, оформив собственность на себя и на супругу. Часть их стала настоящей классикой авторского модерна. Таврическую даже в шутку называли «улицей Хренова».
Переехав в собственный дом Александр Васильевич Кащенко более его не покидал. Как архитектор он работал уже достаточно редко, хотя и довольно удачно. Но, надо полагать, большую часть времени Кащенко отдавал совсем другой деятельности. Став собственником столичной недвижимости он получил возможность избираться в Городскую Думу и ей воспользовался. В Думе он занял весьма активную позицию и вошел в массу комиссий, связанных с развитием городской инфраструктуры. Комиссия по проектированию городской канализации, санитарная комиссия, комиссия по устройству новых фабрик и заводов…и даже общество ночлежных домов. Судя по всему именно эта работа стала для Александра Васильевича главной. Впрочем все это явно не сулило ему особых доходов. И даже собственный доходный дом, который практически сразу, в 1902-м, оказался в залоге, так никогда и не был выкуплен владельцем и создателем. А после 1917-м его ждала совсем другая «коммунальная» судьба…
К сожалению достоверных данных о кончине Александра Васильевича у нас нет, но некоторые источники указывают на 1918-й год. В 18-м ему было 58 лет… В этот год ушел из жизни и Алексей Федорович Бубырь, убитый бандитами на Украине при довольно темных обстоятельствах…
Такая вот история.