Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Почему Достоевский считал «Восточный вопрос» важнейшим для России? Что значит «Москва – Третий Рим?»

«Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия...» Ф.М. Достоевский Это четвертая статья на канале из цикла «Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»». Написанные полтора столетия назад слова оказались пророческими. Именно поэтому они так актуальны в наше время. «Дневник писателя» - это большой публицистический труд. Скажу честно, он непростой, местами утомительный и разобраться в нем непросто. Временами это требует настолько сильного напряжения, что кажется будто «мозг чешется» (меня спасали конфеты). Понимая всю ценность этого произведения для современного читателя, я стараюсь подавать ключевые идеи лаконично и с максимальным сохранением смысла, для чего использую цитаты. Ссылки на три предыдущие статьи указаны в конце этой. Сегодня один из важнейших вопросов, над которым работал Достоевский – «Восточный вопрос». Почему «Восточный вопрос» Достоевского так важен? Именно в нем скрыты глубинные пласты непонимания между Россией и

«Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия...» Ф.М. Достоевский

Это четвертая статья на канале из цикла «Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»». Написанные полтора столетия назад слова оказались пророческими. Именно поэтому они так актуальны в наше время. «Дневник писателя» - это большой публицистический труд. Скажу честно, он непростой, местами утомительный и разобраться в нем непросто. Временами это требует настолько сильного напряжения, что кажется будто «мозг чешется» (меня спасали конфеты).

Понимая всю ценность этого произведения для современного читателя, я стараюсь подавать ключевые идеи лаконично и с максимальным сохранением смысла, для чего использую цитаты. Ссылки на три предыдущие статьи указаны в конце этой. Сегодня один из важнейших вопросов, над которым работал Достоевский – «Восточный вопрос».

Почему «Восточный вопрос» Достоевского так важен? Именно в нем скрыты глубинные пласты непонимания между Россией и Европой. Война 1877 года России против Османской империи за освобождение славян на Балканах не только вскрыла гнойник в отношениях Европы к России, назревавший не одно столетие, но и показала новую объединяющую роль России в мире.

Правда извращается в угоду политике

Каждый способен видеть в другом лишь то, что есть в нем самом. Уже тогда, во времена Достоевского, ложь и лицемерие пронизывали Запад, а правда извращалась в угоду политике. Особенно это сказывалось на отношении к России, которую Запад никогда не понимал, и которая оставалась для него чужой на протяжении многих веков. Именно на этом тогда и сейчас стоит весь так называемы «объединенный Запад».

На заседании Палаты общин 26(14) июня 1876 г. премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли отвечал на запрос одного из членов парламента относительно массовой расправы турок с болгарами. Говоря об этой речи премьер-министра, газета «Новое время» писала в передовой статье, что «Дизраэли наотрез отрицает зверства башибузуков в Болгарии и приписывает все бесчеловечные истязания и убийства «чужестранцам».

Достоевский: «Для всякого русского это не может и не должно составлять вопроса. Россия поступит честно — вот и весь ответ на вопрос. Пусть в Англии первый министр извращает правду пред парламентом из политики и сообщает ему официально, что истребление шестидесяти тысяч болгар произошло не турками, не башибузуками, а славянскими выходцами, - пусть весь парламент из политики верит ему и безмолвно одобряет его ложь, в России ничего подобного быть не может и не должно».

Сплочение великорусского племени

Важно учитывать, что Достоевский исходил из своего православно-религиозного взгляда на всемирную, в том числе, русскую историю. Он видел, что католическая идея Европы дискредитировала себя, погрязла в материализме, впала в бездуховность. По этой причине она не может претендовать на объединяющую роль для народов и не может возглавить христианский мир. Эту роль Достоевский отводит России: «величайшие из величайших достижений, уже созданных русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству, – не только России, не общеславянству только, но и всечеловечеству»

«И не для захвата, не для насилия это единение, не для уничтожения славянских личностей перед русским колоссом, а для того, чтоб их же воссоздать и поставить в надлежащее отношение к Европе и к человечеству, дать им, наконец, возможность успокоиться и отдохнуть после их бесчисленных вековых страданий, собраться с духом и, ощутив свою новую силу, принести и свою лепту, в сокровищницу духа человеческого, сказать и свое новое слово в цивилизации»

Здесь хочется привести отрывок из стихотворения А.С. Хомякова, к строкам которого апеллировал Ф.М. Достоевский:

«Высоко ты гнездо поставил,
Славян полунощных орел,
Широко крылья ты расправил,
Глубоко в небо ты ушел! <...>
И ждут окованные братья,
Когда же зов услышат твой,
Когда ты крылья, как объятья,
Прострешь над слабой их главой...»

Восточный вопрос - важнейший для России вопрос

В освобождении славян и объединении славян в единое русское государство Достоевский рассматривает восточный вопрос:

«...восточный вопрос (то есть славянский вместе) вовсе не славянофилами выдуман, да и никем не выдуман, а сам родился раньше славянофилов, раньше нас, раньше даже Петра Великого и русской империи. Родился он при первом сплочении великорусского племени в единое русское государство, то есть вместе с царством Московским. Восточный вопрос есть исконная идея московского царства, которую Петр Великий признал в высшей степени...»

«В восточный вопрос – заключаются, и может быть себе неведомо, и все остальные политические вопросы, недоумения и предрассудки Европы – замечает Достоевский - Одним словом, наступило бы нечто очень новое, а для России так совсем другой фазис, или слишком ясно уж теперь, что лишь с окончательным разрешением этого вопроса Россия могла бы наконец поладить с Европой в первый раз в своей жизни и наконец-то стать ей понятной…

…Но Европа не верит этому, не верит ни благородству России, ни ее бескорыстию...не будь «бескорыстие» – дело мигом стало бы в десять раз проще и понятнее для Европы, а с бескорыстием – тьма, неизвестность, загадка, тайна».

Москва - Третий Рим

Как истинный православный Достоевский опирался на идею «Москва – третий Рим, четвертому Риму не бывать».

Здесь стоит подробно объяснить. В Средневековье был популярен образ странствующего Царства или Града. Подразумевалось, что мировой центр христианства как бы кочует из страны в страну по мере того, как рушатся столицы и исчезают империи: Иерусалим передал свое священное значение Риму, Рим— Константинополю. Захват турками в 1453 году Константинополя ознаменовал падение Восточно-Римской (Византийской) империи.

Где же должен обосноваться Священный Град после падения Константинополя? По мнению Достоевского, этим центром должна стать Москва:

«Москва еще третьим Римом не была, а между тем, должно же исполниться пророчество, потому что четвертого Рима не будет, а без Рима мир не обойдется».

Может этого как раз Европа и боится? Может она боится, что Россия вытеснит ее или даже займет ее место на мировой арене? Может поэтому она с таким остервенением пытается ослабить или даже уничтожить Россию, не позволив ей исполнить свое предназначение?

Высшая цель России: всеединение ради всеслужения человечеству

«Но, однако, в чем выгода России? Выгода России именно, коли надо, пойти даже и на явную невыгоду, на явную жертву, лишь бы не нарушить справедливости. Не может Россия изменить великой идее, завещанной ей рядом веков и которой следовала она до сих пор неуклонно. Эта идея есть, между прочим, и всеединение славян; но всеединение это — не захват и не насилие, а ради всеслужения человечеству. Да и когда, часто ли Россия действовала в политике из прямой своей выгоды? Не служила ли она, напротив, в продолжение всей петербургской своей истории всего чаще чужим интересам с бескорыстием, которое могло бы удивить Европу, если б та могла глядеть ясно, а не глядела бы, напротив, на нас всегда недоверчиво, подозрительно и ненавистно. Да бескорыстию в Европе и вообще никто и ни в чем не поверит, не только русскому бескорыстию, — поверят скорее плутовству или глупости. Но нам нечего бояться их приговоров: в этом самоотверженном бескорыстии России — вся ее сила, так сказать, вся ее личность и всё будущее русского назначения».

«Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями и высшими целями служения человечеству, а только будут служить одним своим «интересам», то погибнут эти нации несомненно, окоченеют, обессилеют и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставит перед собой Россия... Выше таких целей не бывает никаких на свете. Стало быть, и «выгоднее» ничего не может быть для России, как иметь перед собой эти цели, всё более и более уяснять их себе самой и всё более и более возвышаться духом, в этой вечной, неустанной и доблестной работе своей для человечества.

Будь окончание нынешней войны благополучно — и Россия несомненно войдет в новый и высший фазис своего бытия...»

Наши дни

В ХХ веке казалось, что «предсказание Достоевского» сбылось. Под «единым крылом СССР» объединились не только славянские, но и другие народы. Никто больше не мог на них нападать, порабощать и диктовать свою волю. Вот только Запад не захотел с этим мириться. Присоединение после Великой Отечественной войны к социалистическому лагерю некоторых европейских государств и возросшее мировое влияние СССР не давало Европе и США спокойно спать. Объединив усилия, они сделали все, чтобы Союз советских республик погубить – с каждым государством в отдельности проще справиться.

XXI век. Идеи Ф. М. Достоевского вновь актуальны.

Источник информации: Ф. М. Достоевский «Дневник писателя», 1877

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

Предыдущие публикации на канале из цикла «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского

1. Русская деликатность и лакейство мысли перед Западом? Как выбраться? Что говорил Ф. М. Достоевский?

2. "Не всегда война бич, иногда спасение" - о чем говорил Достоевский? Почему военная победа России обернулась ее поражением?

3. Почему слова Ф. М. Достоевского о ненависти освобожденных славян оказались пророческими? Какая роль уготована России?

Фотографии в галерее ниже сделаны автором

Уважаемые подписчики! Мой канал – просветительский. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - вы можете сказать спасибо и поддержать канал через платежный сервис Тиньков банка по этой ссылке (сумма любая). Это очень важно для существования канала : https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

#история #психология #философия #общество #писатели #пророчества #достоевский #война #книги #религия