Екатеринбург, скажем прямо, не очень туристическое место. Но первый в России президентский центр был открыт именно здесь.
Так получилось, что впервые я пришла в Ельцин Центр в понедельник и… не попала в музей. И ведь не новичок уже, знаю, что большинство музейных работников предпочитают в этот день наводить порядок после наплыва посетителей в выходные. Но не разворачиваться же с порога, тем более, что открывшийся вид на внутреннее пространство здания с «летящими» белыми балконами, ретро-автомобилем и панорамными лифтами побуждало к исследованию.
Итак, сначала, конечно, автомобиль. В принципе, размещение подобных экспонатов в зданиях стало в последнее время даже модным – в торговом центре «Гринвич» в Екатеринбурге их, по-моему, не меньше десятка стоит. Но эта «Чайка» - автомобиль с задокументированной историей, она помнит Бориса Ельцина по тем временам, когда он руководил Свердловским обкомом КПСС (1976–1985) и еще знать не знал, чтоб будет первым президентом России.
Далеко не все первые секретари обкомов тогда имели подобные машины. Главы союзных республик – да, а вот руководители обкомов – нет. Изготавливались «Чайки» в специальном цехе Горьковского автомобильного завода, и более высокой по классу машины в СССР в то время не было. «Чайка» была создана «по заказу партии» и со своими скромными объемами производства и распределительной системой никогда не попадала на розничный рынок, поэтому в привычном нам понимании, никогда никому не принадлежала, только обслуживала: Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. Просто любоваться этой машиной уже удовольствие, а если (как это сделал я уже дома) еще и погуглить ее историю, посмотреть на фото… Но вернемся к экспонату.
На сайте Ельцин Центра опубликовано интервью с личным водителем будущего президента, Алексеем Булгаковым. Он рассказал, что в «Чайке» были и коробка-автомат, и электростеклоподъемники, и кондиционер, и приемник Grundig, и рация, и гидравлический усилитель руля… По тем временам просто фантастика! У «Чайки» было все, кроме ABS против заноса. Но в ней нет необходимости, считает Булгаков: «Чайка» – тяжелая машина, и я мог ее «вывести» на любом гололеде».
По свидетельству Алексея Алексеевича, «Чайка», которая находится сегодня в Ельцин Центре, – это парадная машина, она стояла в специальном боксе под чехлом. Ее использовали, когда приезжали зарубежные гости, главы государств, по торжественным случаям – 7 ноября, когда был парад, или 1 мая.
Вообще интересно было почитать, что водитель помнит о своем руководителе, как оценивает его через столько лет… Говорит, например, что Борис Николаевич ездил на переднем сиденье, не пристегивался и не разрешал использовать «мигалки»: «С «мигалкой» каждый дурак проедет, а вы попробуйте без нее, причем успейте приехать вовремя и не нарушая правил».
На вопрос о том, были ли у Бориса Николаевича пожелания по стилю вождения и скорости езды, Алексей Булгаков отвечает: «Бывало, он просто часы достанет, на панель положит и говорит: «В 10.30 надо быть на НТМК». И глаза закроет. При этом он ни разу не повысил голоса, не сказал, что, мол, опаздываешь или плохо едешь. Не позволял себе этого».
Полную версию интервью вы при желании найдете на сайте Ельцин Центра, а я в тот день пошла дальше по этажу, потому что мне сказали, что в понедельник можно посмотреть на еще одну открытую часть экспозиции, она называется «Вне политики».