Ученый, художник, рекламщик, программист. Чем они сильно схожи? Правильно. Представители этих профессий постоянно создают что-то новое из своей творческой, креативной энергии. А такой процесс не организуется сам по себе. Необходим управленец. И как же взять и направить в нужное русло профессионально нестандартно мыслящих людей? Для этого нужен особый подход. И, тем более, он нужен в психологическом плане.
Рассмотрим особенности творческого работника и как изменить стиль управления и условия труда для достижения лучших результатов.
- Творческим работникам необходима независимость. Единственное, что мы можем требовать в плане отчетности от работника креативной сферы, чтобы это не губило поток творческого процесса - промежуточные результаты и субъективное описание о проделанной работе. Также мы можем поставить в позицию неформального руководителя опытного творческого работника соответствующей коллективу сферы. В этом случае он может помогать участникам коллектива и отчитываться по прогрессу каждого работника руководству, так как смыслит в нюансах работы и, возможно, даже, имел схожие проблемы. Но, повторюсь, оставить некоторую свободу действий для каждого необходимо. Создавая что-то новое бесполезно полагаться на четкий план работы - из-за использования шаблона будет отсутствовать эмоциональная связь с желаемым будущим продуктом. А именно эмоции - связь с бесконечным кладезем инсайтов в нашей жизни - коллективным бессознательным. Менделееву бы не приснилась таблица хим. элементов, если бы он использовал чужие способы их анализа и не желал всем сердцем реализовать идею их систематизации. И тут мы переходим к следующему пункту.
- В творческом коллективе особенно важно достичь консенсуса о результате креативного процесса. Что это должно быть должно быть решено и при наличии хоть какого-то недопонимания двигаться дальше будет губительно для рабочего процесса. Продукт творчества - то, во что человек, по мнению большинства, "вкладывает душу", "посвящает ему часть себя". Если в итоге неизбежно получится то, что не соответствует пониманию нормального продукта отдельным работником, этот работник скрыто или неосознанно будет бунтовать.
- Самосовершенствование является неотъемлемой частью творчества. Считайте творческие способности участников источником дохода. В таком контексте очень разумно мотивировать участников на участие в конференциях, форумах и образовательных программах их сферы. Люди, выбравшие творческую профессию обычно мотивируемы творческой реализацией в своей отрасли, а значит и развитием. Помогая работнику найти возможность развиться в его любимом деле вы, скорее всего, можете рассчитывать на заметную прибавку к его продуктивности взамен.
- В такой ситуации особенно хорошо работает демократический стиль управления. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, рекомендаций, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Особенно важную роль в управлении играют поощрения. Это основной способ влияния на персонал. В отличие от авторитарного стиля, коллектив здесь способен самоорганизоваться и работать продуктивно без постоянного присутствия руководителя.