Найти тему
Дневник психолога

Психологические особенности творческого коллектива

Ученый, художник, рекламщик, программист. Чем они сильно схожи? Правильно. Представители этих профессий постоянно создают что-то новое из своей творческой, креативной энергии. А такой процесс не организуется сам по себе. Необходим управленец. И как же взять и направить в нужное русло профессионально нестандартно мыслящих людей? Для этого нужен особый подход. И, тем более, он нужен в психологическом плане.

Рассмотрим особенности творческого работника и как изменить стиль управления и условия труда для достижения лучших результатов.

  1. Творческим работникам необходима независимость. Единственное, что мы можем требовать в плане отчетности от работника креативной сферы, чтобы это не губило поток творческого процесса - промежуточные результаты и субъективное описание о проделанной работе. Также мы можем поставить в позицию неформального руководителя опытного творческого работника соответствующей коллективу сферы. В этом случае он может помогать участникам коллектива и отчитываться по прогрессу каждого работника руководству, так как смыслит в нюансах работы и, возможно, даже, имел схожие проблемы. Но, повторюсь, оставить некоторую свободу действий для каждого необходимо. Создавая что-то новое бесполезно полагаться на четкий план работы - из-за использования шаблона будет отсутствовать эмоциональная связь с желаемым будущим продуктом. А именно эмоции - связь с бесконечным кладезем инсайтов в нашей жизни - коллективным бессознательным. Менделееву бы не приснилась таблица хим. элементов, если бы он использовал чужие способы их анализа и не желал всем сердцем реализовать идею их систематизации. И тут мы переходим к следующему пункту.
  2. В творческом коллективе особенно важно достичь консенсуса о результате креативного процесса. Что это должно быть должно быть решено и при наличии хоть какого-то недопонимания двигаться дальше будет губительно для рабочего процесса. Продукт творчества - то, во что человек, по мнению большинства, "вкладывает душу", "посвящает ему часть себя". Если в итоге неизбежно получится то, что не соответствует пониманию нормального продукта отдельным работником, этот работник скрыто или неосознанно будет бунтовать.
  3. Самосовершенствование является неотъемлемой частью творчества. Считайте творческие способности участников источником дохода. В таком контексте очень разумно мотивировать участников на участие в конференциях, форумах и образовательных программах их сферы. Люди, выбравшие творческую профессию обычно мотивируемы творческой реализацией в своей отрасли, а значит и развитием. Помогая работнику найти возможность развиться в его любимом деле вы, скорее всего, можете рассчитывать на заметную прибавку к его продуктивности взамен.
  4. В такой ситуации особенно хорошо работает демократический стиль управления. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, рекомендаций, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Особенно важную роль в управлении играют поощрения. Это основной способ влияния на персонал. В отличие от авторитарного стиля, коллектив здесь способен самоорганизоваться и работать продуктивно без постоянного присутствия руководителя.
-2