Найти тему
Побывалый

Учим детей "РАЗГОВАРИВАТЬ" С ДЕРЕВЬЯМИ" или школьные лесничества 2.0

Будучи студентом первого курса лесохозяйственного факультета от своей одногруппницы я узнал о таком движении как "школьные лесничества" (далее ШЛ). И та информация, которую я узнал о них, повергла меня, мягко говоря, в шок.

Я услышал невероятные рассказы о том как детей учат разговаривать с лесом, понимать муравьев, ценить лесную почву и уметь слышать и понимать, правильно интерпретируя, знаки природы. Все это звучало, для моего избалованного научной литературой сознания, как бред, не имеющий ничего общего с реальностью.

"Секта!" - подумал я первым делом, но все оказалось не так просто,как кажется на первый взгляд. Разбираемся.

Парень зашёл в лесной чат и общается с деревьями 😁
Парень зашёл в лесной чат и общается с деревьями 😁

Как оказалось первый прообраз ШЛ возник ещё в советском союзе в московских Сокольниках аж в 1918 г. и назывались они тогда юными натуралистами. Спасибо дедушке Ленину, который в тогдашнем законе о лесе написал примерно следующее " разрешаю привлекать детей к участию в празднике деревонасаждений...". Молодые юнаты тогда занимались в основном уходом за какими то локальными лесными участками и научно-исследовательской деятельностью.

Время шло и уже ближе к середине 60-х годов школьные лесничества приобрели форму научно-исследовательского, просветительского, производственного и туристического детского кружка во многих регионах страны. Курировали все это дело местные органы лесного хозяйства (лесничества, леспромхозы) и их представители в виде рядовый работников этих структур.

Участники даже имели свою форму, устав и совет. Здесь кстати заседание последнего.
Участники даже имели свою форму, устав и совет. Здесь кстати заседание последнего.

Чем же занимались дети? Ответ прост: тем же самым что и лесничества только с пропорциональной детскому организму нагрузкой. Они выезжали в инспекционные рейды, проводили лесопосадки, тушили лесные пожары, работали в питомниках, содействовали естественному возобновлению леса. Плюс ко всему познавали теоритические основы лесоведения, лесоводства, таксации, лесоустройства и всех смежных лесных дисциплин. За практические, реальные дела в лесу эти дела ребята ДАЖЕ получали ЗАРПЛАТУ!

Интенсивно разрастаясь это движение начало организовывать свои слеты и смотры, на которых школьные лесничества из разных регионов делились накопленными за определенный период достижениями, выстраивали планы на будущее и просто общались.

Время шло и к середине 80-х годов кружки по всей стране уже насчитывали 361.000 детей и подростков!

Наглядная таблица роста числа участников движения
Наглядная таблица роста числа участников движения

Ежегодно стали проходить выставки , на которых участники представляли свои научно-исследовательские проекты. Даже были представлены совершенно невероятные для того времени разработки типа "противопожарные датчики оповещения для населенных пунктов работающие через спутники земли" ( слабо верится в реально работающую модель данной разработки, но сам факт!).

Какие же цели преследовало это движение, имеющее такой колоссальный детско-подростковый ресурс? Здесь они изложены в порядке приоритетности исходя из моих субъективных умозаключений.

  1. Профессиональная ориентация молодежи
  2. Подготовка кадрового резерва для лесного хозяйства
  3. Приобщение подрастающего поколения к физическому труду
  4. Использование подросткового труда для выполнения лесохозяйственных работ
  5. Научно-исследовательская вовлечённость молодежи (все таки наука в СССР была базисом любого хозяйства)
  6. Экологическое просвещение молодежи
  7. Воспитание экологически-ответственных людей.

В общем и целом исторически, как мне кажется, это движение имело позитивный характер и благие намерения.

А что же сейчас спросите вы? Как сейчас обстоят дела? И почему заголовок статьи не внушает никакой надежды и лишь заставляет крутиться на языке фразу "Юра, мы всё про***ли"? Неужели сейчас школьные лесничества вместо реальной работы в лесу, вместо реальной науки и исследований, вместо реальных тракторов и плугов и посадок лесов учат наших детей РАЗГОВАРИВАТЬ с деревьями? СЕРЬЕЗНО?

Все далеко не так пессимистично.

ШЛ с которым я впервые познакомился было организовано не государством, а некоммерческой организацией "Живая планета" в г. Тюмень, которая исходя из собственного понимания правильности воспитания детей проводило ряд мероприятий и программ экологической направленности. Отсюда и все эти разговоры с деревьями и трепетное отношение к каждому листику, как к живому, но об этом чуть позже.

По факту на сегодняшний день под общим названием "школьные лесничества" существует старая более материалистическая, отраслевая "школа", которую курирует департамент лесного комплекса, и новая, направленная в первую очередь на всестороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, развитие экологической культуры через взаимодействие с природой различными способами и техниками, курируемая некоммерческой организацией.

Мои первые впечатления, как это часто бывает, оказались обманчивы и вместо секты фанатиков аля новые друиды в этой "новой школе лесничеств" я познакомился с интереснейшими людьми со своеобразным подходом к экологической педагогике. Здесь вместо углубленных лесохозяйственных и экологических знаний организаторы стараются создать для детей творческую среду, способствующую их личностному развитию и правильному, трепетному отношению к природе.

Это вовсе не значит что ребята здесь не занимаются изучение научных основ функционирования леса и живых организмов обитающих в нём, просто здесь этому отводится не главная а второстепенная роль.

До начала коронопериода организация на протяжении 12 лет проводила так называемый "Слет школьных лесничеств", который за это время уже успел стать международным.

Участники фестиваля 2018 г.
Участники фестиваля 2018 г.

Туда слетались ребята с разных уголков страны для того чтобы поделиться накопленными за год работы лесничества результатами.

Палаточный лагерь участников слета 2018 г.
Палаточный лагерь участников слета 2018 г.

Кто сколько деревьев посадил, кто какие мероприятия провел, вообщем кто чего хорошего и творческого успел сделать за год.

В рамках слета для ребят проводились различные мастер-классы: резьба по дереву, ораторское искусство, создание картин из шерсти, корнепластика, геодезия, танцевальная мастерская, лепка из глины, художественная фотография, туристическое выживание, основы скалолазания и очень много всего ещё. Я несколько раз и сам проводил для детей мастер-классы,но уже более лесной или туристической направленности. Например, однажды мы с ребятами произвели весь комплекс лесоустроительных работ на территории лагеря с составлением лесной карты и таксационного описания местности.

Вот тут мы с одной из участниц считаем количество годичных колец по керну. Устанавливаем возраст.
Вот тут мы с одной из участниц считаем количество годичных колец по керну. Устанавливаем возраст.

А в другой раз я рассказывал ребятам о том как можно развести огонь не имея спичек семью разными способами.

Самое интересное, что дети сами выбирают какие мастер-классы в течение дня они хотят посетить, тем самым организаторы дают им выбор, основанный на их личном интересе.

Помимо слёта организация также в течение года проводит занятия с некоторыми ребятами из районных школ. Помогает им организовывать посадки небольших дендросадов, а ещё иногда возит их в экспедиции на Алтай и Байкал.

Экспедиция на Байкал в 2018 году
Экспедиция на Байкал в 2018 году

Кстати, на счёт разговоров с деревьями. У авторов нового движения существует своя собственная методика взаимодействия с природой, так называемая "экотропа". Но я бы назвал эту методику тактильно-медитативное взаимодействие. Суть её заключается в прохождении определенного лесного маршрута, на котором есть некоторые несложные аля эстафетные задания и один из участков которого необходимо пройти с закрытыми глазами и тут начинается это самое общение с деревьями. Основа всего, как мне кажется, йогические практики осознанности, в которых тебе необходимо концентрироваться на определенном процессе или предмете. Все детали этого действа не помню, но процесс очень интересный и увлекательный.

Выглядит диковато, но на самом деле это очень эффективная методика развития концентрации и фантазии
Выглядит диковато, но на самом деле это очень эффективная методика развития концентрации и фантазии

В целом деятельность этой организации я оцениваю положительно. Они имеют свой подход и представление об экологическом воспитании, о развитии гармоничной личности, развитии в ребенке талантов и способностей. Они в целом занимаются хорошими делами и заслуживают на мой взгляд уважение за такой колоссальный организаторский и методический труд на общественных началах.

Личный вывод, который я сделал для себя из этой истории - не нужно судить о глыбе, увидев только верхушку айсберга.

ВНИМАНИЕ!

спасибо за внимание!