Будучи студентом первого курса лесохозяйственного факультета от своей одногруппницы я узнал о таком движении как "школьные лесничества" (далее ШЛ). И та информация, которую я узнал о них, повергла меня, мягко говоря, в шок.
Я услышал невероятные рассказы о том как детей учат разговаривать с лесом, понимать муравьев, ценить лесную почву и уметь слышать и понимать, правильно интерпретируя, знаки природы. Все это звучало, для моего избалованного научной литературой сознания, как бред, не имеющий ничего общего с реальностью.
"Секта!" - подумал я первым делом, но все оказалось не так просто,как кажется на первый взгляд. Разбираемся.
Как оказалось первый прообраз ШЛ возник ещё в советском союзе в московских Сокольниках аж в 1918 г. и назывались они тогда юными натуралистами. Спасибо дедушке Ленину, который в тогдашнем законе о лесе написал примерно следующее " разрешаю привлекать детей к участию в празднике деревонасаждений...". Молодые юнаты тогда занимались в основном уходом за какими то локальными лесными участками и научно-исследовательской деятельностью.
Время шло и уже ближе к середине 60-х годов школьные лесничества приобрели форму научно-исследовательского, просветительского, производственного и туристического детского кружка во многих регионах страны. Курировали все это дело местные органы лесного хозяйства (лесничества, леспромхозы) и их представители в виде рядовый работников этих структур.
Чем же занимались дети? Ответ прост: тем же самым что и лесничества только с пропорциональной детскому организму нагрузкой. Они выезжали в инспекционные рейды, проводили лесопосадки, тушили лесные пожары, работали в питомниках, содействовали естественному возобновлению леса. Плюс ко всему познавали теоритические основы лесоведения, лесоводства, таксации, лесоустройства и всех смежных лесных дисциплин. За практические, реальные дела в лесу эти дела ребята ДАЖЕ получали ЗАРПЛАТУ!
Интенсивно разрастаясь это движение начало организовывать свои слеты и смотры, на которых школьные лесничества из разных регионов делились накопленными за определенный период достижениями, выстраивали планы на будущее и просто общались.
Время шло и к середине 80-х годов кружки по всей стране уже насчитывали 361.000 детей и подростков!
Ежегодно стали проходить выставки , на которых участники представляли свои научно-исследовательские проекты. Даже были представлены совершенно невероятные для того времени разработки типа "противопожарные датчики оповещения для населенных пунктов работающие через спутники земли" ( слабо верится в реально работающую модель данной разработки, но сам факт!).
Какие же цели преследовало это движение, имеющее такой колоссальный детско-подростковый ресурс? Здесь они изложены в порядке приоритетности исходя из моих субъективных умозаключений.
- Профессиональная ориентация молодежи
- Подготовка кадрового резерва для лесного хозяйства
- Приобщение подрастающего поколения к физическому труду
- Использование подросткового труда для выполнения лесохозяйственных работ
- Научно-исследовательская вовлечённость молодежи (все таки наука в СССР была базисом любого хозяйства)
- Экологическое просвещение молодежи
- Воспитание экологически-ответственных людей.
В общем и целом исторически, как мне кажется, это движение имело позитивный характер и благие намерения.
А что же сейчас спросите вы? Как сейчас обстоят дела? И почему заголовок статьи не внушает никакой надежды и лишь заставляет крутиться на языке фразу "Юра, мы всё про***ли"? Неужели сейчас школьные лесничества вместо реальной работы в лесу, вместо реальной науки и исследований, вместо реальных тракторов и плугов и посадок лесов учат наших детей РАЗГОВАРИВАТЬ с деревьями? СЕРЬЕЗНО?
Все далеко не так пессимистично.
ШЛ с которым я впервые познакомился было организовано не государством, а некоммерческой организацией "Живая планета" в г. Тюмень, которая исходя из собственного понимания правильности воспитания детей проводило ряд мероприятий и программ экологической направленности. Отсюда и все эти разговоры с деревьями и трепетное отношение к каждому листику, как к живому, но об этом чуть позже.
По факту на сегодняшний день под общим названием "школьные лесничества" существует старая более материалистическая, отраслевая "школа", которую курирует департамент лесного комплекса, и новая, направленная в первую очередь на всестороннее развитие ребенка, раскрытие его творческих способностей, развитие экологической культуры через взаимодействие с природой различными способами и техниками, курируемая некоммерческой организацией.
Мои первые впечатления, как это часто бывает, оказались обманчивы и вместо секты фанатиков аля новые друиды в этой "новой школе лесничеств" я познакомился с интереснейшими людьми со своеобразным подходом к экологической педагогике. Здесь вместо углубленных лесохозяйственных и экологических знаний организаторы стараются создать для детей творческую среду, способствующую их личностному развитию и правильному, трепетному отношению к природе.
Это вовсе не значит что ребята здесь не занимаются изучение научных основ функционирования леса и живых организмов обитающих в нём, просто здесь этому отводится не главная а второстепенная роль.
До начала коронопериода организация на протяжении 12 лет проводила так называемый "Слет школьных лесничеств", который за это время уже успел стать международным.
Туда слетались ребята с разных уголков страны для того чтобы поделиться накопленными за год работы лесничества результатами.
Кто сколько деревьев посадил, кто какие мероприятия провел, вообщем кто чего хорошего и творческого успел сделать за год.
В рамках слета для ребят проводились различные мастер-классы: резьба по дереву, ораторское искусство, создание картин из шерсти, корнепластика, геодезия, танцевальная мастерская, лепка из глины, художественная фотография, туристическое выживание, основы скалолазания и очень много всего ещё. Я несколько раз и сам проводил для детей мастер-классы,но уже более лесной или туристической направленности. Например, однажды мы с ребятами произвели весь комплекс лесоустроительных работ на территории лагеря с составлением лесной карты и таксационного описания местности.
А в другой раз я рассказывал ребятам о том как можно развести огонь не имея спичек семью разными способами.
Самое интересное, что дети сами выбирают какие мастер-классы в течение дня они хотят посетить, тем самым организаторы дают им выбор, основанный на их личном интересе.
Помимо слёта организация также в течение года проводит занятия с некоторыми ребятами из районных школ. Помогает им организовывать посадки небольших дендросадов, а ещё иногда возит их в экспедиции на Алтай и Байкал.
Кстати, на счёт разговоров с деревьями. У авторов нового движения существует своя собственная методика взаимодействия с природой, так называемая "экотропа". Но я бы назвал эту методику тактильно-медитативное взаимодействие. Суть её заключается в прохождении определенного лесного маршрута, на котором есть некоторые несложные аля эстафетные задания и один из участков которого необходимо пройти с закрытыми глазами и тут начинается это самое общение с деревьями. Основа всего, как мне кажется, йогические практики осознанности, в которых тебе необходимо концентрироваться на определенном процессе или предмете. Все детали этого действа не помню, но процесс очень интересный и увлекательный.
В целом деятельность этой организации я оцениваю положительно. Они имеют свой подход и представление об экологическом воспитании, о развитии гармоничной личности, развитии в ребенке талантов и способностей. Они в целом занимаются хорошими делами и заслуживают на мой взгляд уважение за такой колоссальный организаторский и методический труд на общественных началах.
Личный вывод, который я сделал для себя из этой истории - не нужно судить о глыбе, увидев только верхушку айсберга.
ВНИМАНИЕ!
спасибо за внимание!