Найти тему

Журналист Андрей Вдовин: «Не стесняйтесь рекламировать себя»

Проект «Журналист – о журналистике»

Недавно стадион «Саранск Арена» открыл свои двери для масштабных мероприятий, именитых спортсменов, гостей из разных городов страны и, конечно, работников медиасферы. И пока идет процесс передачи комплекса «Саранск Арена» университету, мы подготовили для вас интервью с одним из гостей Мордовии.

Среди спортивных журналистов, которые освещали «Кубок Первого канала по фигурному катанию», был обозреватель «Комсомольской правды», шеф-редактор «КП Спорт» Андрей Вдовин. С ним беседовала Алёна Баннова.

Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск
Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск

«Сейчас мы в десятке всех спортивных сайтов, которые существуют»

– Как вам Саранск, вы первый раз у нас в республике?

– Проезжал мимо стадиона, так-то только на фото в интернете видел, но в жизни круто смотрится, ничего не скажешь. Потом мельком видел «Саранск Арену», по-моему, недавно открылась?

– Да, 25 декабря состоялось долгожданное открытие.

– Ну вот, изнутри ещё не видел, так как там проходит «Кубок Первого канала». Они закрылись, все тайно, Кондрачук придумывает какие-то свои номера, Щербакова что-то там «химичит», поэтому они там закрылись на все замки. Если в общем, то город чистенький, современный, погода какая хорошая на улице, а люди у вас вообще замечательные. Представляете, мне в гостинице 200 рублей на ресепшене дали на такси, со мной впервые такое происходит.

– Вы являлись главным редактором и креативным редактором. Могли бы подробнее рассказать о том, что такое «креативный редактор» и чем он занимается?

– Началось все в 1999 году с советской сборной, будучи студентом я пошёл работать в «Советский спорт». Мне говорят: «Вот тебе новость о том, что наша сборная выиграла Чемпионат Европы, давай быстро про это пиши». Я сделал маленькую заметочку на 2 абзаца. Так появилась моя первая полоса в «Советском спорте». Потом были газеты «Время новостей», «Московские новости» и параллельно был ежедненельник «Футбол». Там-то у меня и была должность «креативный редактор», а главным редактором был мой брат. То есть я был заместителем главного редактора по всей творческой части. Я придумывал темы, какое должно быть оформление, какая обложка будет.

До этого к нам пришли и попросили написать новую концепцию и реализовать ее. Получилось так, что всех «монстров», которые там работали до этого, полностью уволили, и мы набирали новую редакцию – 20-летних парней, которых нужно было учить «из букв делать слова». У нас там был Глеб Чернявский, также в первом наборе был Ярослав Кулемин.

Параллельно у нас были «Московские новости», а потом появилась «Комсомольская Правда», и недавно мы сделали проект «КП Спорт». Сейчас мы в десятке всех спортивных сайтов, которые существуют.

«Журналисту нужно уметь задавать жесткие, неприятные, глупые и даже подхалимские вопросы»

– Были ли вы в Саранске на Чемпионате мира по футболу в 2018 году и есть ли какие-то особенности освещения такого мероприятия?

– Нет, в Саранске я не работал. В основном мы освещали самые «хайповые» темы и ездили вместе со сборной России. Помните, как в начале в нашу сборную никто не верил? У нас тогда сложились хорошие рабочие отношения с Черчесовым, и я видел, что он делает. У меня было ощущение, что это должно сработать. У болельщиков было ощущение полного провала, а когда была победа за победой, пошёл восторг. Люди поняли то, что футбол может приносить положительные эмоции, а плюсом приезжают прекрасные иностранцы, которые пляшут в сомбреро.

– Насколько изменился подход к освещению Олимпиады-2022 по сравнению с 2014 годом?

– В 2014 году у меня был один из самых успешных спортивных текстов. Это были «Московские новости», и я написал им текст о том, как бы я вёл репортаж церемонии открытия. Я не стал писать про флаги, а нашёл изюминку в каждом и рассказал удивительные вещи о спортсменах. Например, как один из спортсменов победил рак, как спортсмены из Индии тренировались, скатываться с горы на тележках, о сумасшедших бобслеистах с Ямайки.

Рассказать про Олимпиаду – это не значит написать о том, как ты болеешь за наших и против «ненаших», а повод рассказать уникальные вещи, о которых никто не говорит, о пути каждого спортсмена, преодолевшего множество преград, прежде чем приехать на Олимпиаду.

Если ты как журналист умеешь вытащить историю из героя, то это дорогого стоит. Это одно из самых главных умений журналиста.

– А есть ли какие-то советы, как написать хорошую историю?

– Совета у меня только два. Вы должны понимать, что журналистика – это ремесло, поэтому есть некие приемы. Но их нельзя рассказать и перечислить, ты научишься им только тогда, когда будешь писать по два текста каждый день и после ты набьёшь руку, поймёшь, как складывать слова.

Второй совет – это научиться делать интервью. Что есть журналист? Это добытчик информации, который транслирует ее всем остальным.

Нужно уметь задавать вопросы. Все люди имеют свои нравственные правила и «загоны», но журналисту нужно их убрать подальше и уметь задавать жесткие, неприятные, глупые и даже подхалимские вопросы.

«Спортивная журналистика – это то место, где трудно „испачкаться”»

– А если я только в начале своего пути? Где мне лучше практиковаться – в личных блогах или идти в газету?

– Нужно делать и то, и то. Если вы спортивный журналист, то вы должны пройти несколько кругов ада под названием «новостник», где вы научитесь понимать повестку, поймёте, о чем важно говорить, а что совсем не нужно освещать. Дальше важно отказываться от этого и делать следующий шаг в своей карьере.

– Вы сейчас набираете себе студентов?

– Сейчас нет, мы думали над этим, но сил не хватает. Посмотрите на мои чаты в Телеграм (показывает свои чаты). Пока мы с вами говорили, тут накопилось много сообщений, и это все нужно прочитать и увидеть. Мой брат периодически преподаёт, читает лекции.

– Какие должны быть базовые навыки у студента-стажёра?

– Знать алфавит! Любой редакции нужны стажёры и если к ним стучаться, то вам ответят и примут. Закидывайте резюме и указывайте, каким видом спорта увлекаетесь. Почему спорт? Потому что это то место, где трудно «испачкаться». Но готовьтесь к тому, что изначально будет низкая плата.

– В любом случае это опыт.

– Да, это возможность шагнуть в профессию.

«Заголовки должны быть в меру кликбейтными»

– Какое будущее у спортивной журналистики?

– Люди любят и читают спортивную прессу. Спортивная журналистика будет всегда, главное два фактора: первое – интерес и эмоции людей, второе – коммерческая подпитка.

– Как вам удаётся быть беспристрастным к конфликтам и спортивным спорам?

– Ту или иную точку зрения мы все же принимаем.Здесь важна роль пресс-служб, пиар-агентов, которые стоят за звездой. Если вам говорят, что журналист беспристрастен и не принимает какую-то из сторон, то он не журналист, а печатная машина.

– Принимаете ли вы заказные статьи?

– Несколько лет назад мы с другом, который работал вместе со мной, переглянулись и спросили друг у друга: «Где деньги? Мимо нас проходят?». Практика такая есть, конечно, но у нас проходит это через раздел рекламы. Бывает такая работа, но мы пишем ее не под своими фамилиями, но относимся к этому, как к рекламе. А такого, что приходит босс и говорит: «Вот тебе мешок денег, напиши вот так» – такого в моей практике не было.

– Как креативному редактору вам часто приходится украшать свои тексты кричащими заголовками?

– Да, но заголовки должны быть в меру кликбейтными. Самое главное они должны отвечать алгоритмам Яндекса. Сейчас люди начинают день с Яндекса и Гугла. В нашей редакции есть специально обученный человек-аналитик, который следит за тем, как должен выглядеть заголовок, чтобы текст был в топе. От заголовка зависит очень многое.

Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск
Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск

«Было бы интересно написать про Константина Зырянова»

– Вы написали книгу про Льва Яшина, могли бы подробнее про это рассказать?

Пришёл издатель и говорит: «Нужна история про Льва Яшина». Я сел собирать информацию. Грубо говоря, это большой, раздутый лонгрид. Проникся ли я? Проникся. Позже судьба меня столкнула с человеком, который приходил в «Динамо» после Льва Яшина. Он мне рассказывал про то, что у Льва была язва, как он ел соду, что выпивал, как супруга выгоняла и что он невероятно добрый человек. Все эти истории сложились в один образ. Это один из самых светлых и чистых людей в футболе. Там история о том, как начиная с работы на заводе, во время войны, и заканчивая тем, как он умирал у себя в квартире, а также о том, какое место в его жизни занимал футбол. В его жизни был золотой мяч, а в тоже время, после ЧМ ему били окна, писали неприятности в подъезде. Меня также впечатлило интервью Льва Яшина, которое он дал в каком-то «горбатом» году, о том сколько он курит, что его любимый напиток в 60-е годы мартини и то, что он ездит на голубой Волге.

– Есть ли в современном футболе человек с похожей историй, про которого вы бы написали книгу?

– Со светлой историей нет, но было бы интересно написать про Константина Зырянова. У него же вообще была трагическая история. Его первая супруга с ребёнком вышли из окна, но он сумел пережить, поднялся в «Зенит». Но чтобы рассказать эту историю необходимо серьезно прожить ее. Мы с ним как-то летели вместе, и он мне сказал, что готов все рассказать, но просил не писать об этом. Это должна быть серьезная работа, которую нужно серьезно прожить.

– Есть ли смысл писать книгу в коммерческих целях или это должно быть по любви?

– Спортивную – нет. У нас есть вторая книга «Москва футбольная». Она была написана для московского правительства и переведена на английский язык. На английском ее найти можно было, а на русском – совсем нет. Книга на полке стоит, дочка вырастет, и я покажу ей. Это все для души, а не коммерческая история.

«У вас спортивный регион и есть много известных спортсменов, в том числе в спортивной ходьбе»

– Вы поделились со мной тем, что не болеете ни за один клуб, а есть ли у вас любимый вид спорта?

– Это футбол однозначно.

– А если остановиться на теме футбола, то как человек, который знает о футболе многое, скажите, есть ли у саранского футбола будущее?

– Ну была же команда? Была. Что для этого нужно? Вкладывать деньги и не забывать про душу, которую также нужно вложить туда. Где таких людей искать и как их привлекать в регион? Не знаю, если бы знал, то давно бы этим только и занимался.

– «Мордовия Арена» рентабельна?

– Ни один стадион не рентабельный, только если на них не играет «Спартак» и «Зенит». По большей части это гордость региона, ну у нас так экономика устроена, что если у тебя есть стадион, то ты успешный регион. У любого города должен быть свой вид спорта. У вас спортивный регион и есть много известных спортсменов, в том числе в спортивной ходьбе.

«Мы „замочили” Спорт 24, РБК, Russia Today во время олимпиады»

– Андрей, вернёмся к вашей работе. Расскажите про характер работы федерального журналиста. Распорядок дня, как проходят планерки?

– Планёрки идут 24/7, после нашего разговора буду разгребать все чаты. У нас маленькая редакция, но мы сражаемся с РИА «Новости», мы «замочили» Спорт 24, РБК, RussiaToday во время олимпиады. У нас все люди в команде взаимозаменяемые, если жизнь заставит, то и наш аналитик напишет крутой лонгрид, у нас все умеют всё.

Командировки не часто, потому что мы умеем считать деньги. На олимпиаду зимнюю мы не отправляли человека, нам бы это обошлось в 500-600 тысяч, а трафик и цитируемость окупилась бы? Нет.

– Вы обучались на журналиста? Если да, то в каком вузе?

– Я закончил школу и поступил в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Потом мне как-то резко стало неинтересно все это, и я сразу стал работать в «Советском спорте». Позже поменял институт. Если быть откровенным, то я инженер по строительству мостов и туннелей. Вот если бы не бросил учебу, то построил бы в Сочи к Олимпиаде мосты и туннели и был бы богатым человеком.

«Если человек ни о чем не жалеет, либо врет, либо он мудак»

– Есть ли потолок в зарплате у спортивного журналиста?

– Потолка нет, но если мы берём модные истории, такие как делают блогеры, которые вещают на диване, то они зарабатывают 500-600 тыс. Но нужно иметь склонность к таким форматам, и главное – не спиться, как некоторые блогеры.

Если говорить вообще, то новостник в редакции получает 50 тысяч, но это человек, который умеет все. У меня всегда было две, а то и три работы, которые не связаны с журналистикой. Спортивная журналистика – это не то место, где ты будешь богат, известным – да, если руки не испачкаешь.

– Есть ли момент в вашей работе, за который вам стыдно?

– Есть, но о них я рассказывать не буду, так и напишите. Я думал над этим вопросом. Если человек ни о чем не жалеет, либо врет, либо он мудак. Конечно, перекручиваю в голове, думаю, но говорить об этом – это как эксгибиционизмом заниматься.

Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск
Андрей Вдовин за чашкой кофе поделился опытом работы. Саранск

«Не стесняйтесь рекламировать себя и свои тексты»

– Есть ли какая-то региональная редакция, за которой вы следите?

– Есть одна в Казане, там что-то про спорт и бизнес. Почему они стрельнули? Потому что много топовых команд, за которыми интересно наблюдать и писать. А чтобы за вами следили, советую в соцсетях дружить с журналистами, и рано или поздно все получится. И не стесняйтесь рекламировать себя и свои тексты.

– Пора писать о киберспорте в спортивных изданиях?

– Чтобы писать про что-то, нужно чтобы это было интересно большому количеству людей. Вы можете не следить за баскетболом, но вы знаете, кто такой Майкл Джордан. Нужно чтобы в спорте были звёзды, за которыми можно следить. В киберспорте нет звёзд глобального масштаба, можно не уметь играть в шахматы и не знать, что конь ходит буквой «Г», но все знают, кто такой Карякин. Пока этого не будет, киберспорт будет на периферии. Нужен инфоповод, который будет понятен даже бабулям на лавочке.