«Ночное кафе» Винсент Ван Гога. Художник написал эту картину в начале сентября 1888 года. На ней изображен интерьер таверны, местного бара, населенного "ночными бродягами", как называл их Ван Гог, - людьми, у которых "нет денег, чтобы заплатить за ночлег, или они слишком пьяны, чтобы их приютили".
Посмотрите на картину внимательно. Часы на дальней стене показывают, что сейчас четверть второго ночи. Бар полупустой. Бильярдный стол оставлен, а те немногие посетители, которые еще остались, полулежат над пустыми бокалами с пивом.
Первое, что привлекает меня в этой картине, это то, как бильярдный стол доминирует в центре изображения и как место вокруг приобретает пространства для дыхания. Именно в этом, как мне кажется, и заключается успех картины. Тень от стола стелится по полу беспрерывно. Эта тень настолько велика, что становится одним из главных событий на полотне.
И еще – широкая полоса прохода, вдоль левой стороны бильярдного стола. Посмотрите, как много места Ван Гог отвел этой области, в то время как детали людей отодвинуты к внешним краям сцены. Тень бильярдного стола и пространство вокруг него приобретают тонкое символическое значение, вызывая чувство отчуждения и сомнения. Пространство также позволяет нам войти в сцену.
Теперь посмотрите, как перспектива слегка наклонена к зрителю, как палуба корабля. Мы видим бильярдный стол так, как будто находимся на высоте нескольких футов над полом. Линии досок пола, написанные характерными для Ван Гога мазками, устремляются вверх и внутрь с обрывистой энергией. Все в этой картине в меру нестандартно и вызывает резкое раздражение наших чувств - от часов на стене до стульев и столов.
Эффект измененной перспективы также втягивает нас в картину. Линии комнаты наклоняются и сходятся к занавешенному дверному проему сзади. Этот дверной проем становится фокусной точкой, таинственным обещанием. А если рассматривать картину по правилу третей - идее, что точки интереса в композиции должны располагаться на пересечениях между четными делениями на три части, - то дверной проем сзади явно находится в одном из этих идеальных перекрестий.
Если взять все это вместе, то картина становится как приглашением в мир таверны, так и предостережением от его опасностей. Именно эта двойственность делает изображение таким притягательным.
Можно не сомневаться, что Ван Гог считал эту работу попыткой исследовать более зловещие аспекты жизни таверны. Он написал об этом в письме:
В своей картине "Ночное кафе" я пытался выразить мысль о том, что кафе - это место, где можно разрушить себя, сойти с ума или совершить преступление. Короче говоря, я пытался... выразить силы тьмы в обычной таверне.
Несмотря на то, что Ван Гог назвал картину "...одной из самых уродливых, которые я сделал", он был явно взволнован работой. В письмах к своему брату Тео он неоднократно упоминал о ней и подробно рассказывал о своих замыслах:
Комната кроваво-красная и темно-желтая с зеленым бильярдным столом посередине; в ней четыре лимонно-желтые лампы с оранжевым и зеленым свечением. Повсюду - столкновение и контраст самых чуждых красных и зеленых цветов, в фигурах маленьких спящих хулиганов, в пустой унылой комнате, в фиолетовом и синем.
Четыре газовые лампы, о которых упоминает Ван Гог, свисают с потолка в виде осязаемых сфер света. У них вид больших любопытных глазных яблок, парящих в воздухе - возможно, изучающих нас, когда мы входим в бар, - а свет, исходящий от них, напоминает рябь на озере.
Цвет этих источников света на первый взгляд кажется каким-то затхлым желтым, тогда как на самом деле большая часть тональных бликов состоит из перемежающихся прочерков ярко-зеленого цвета. Этот эффект создает трепетный контраст со сплошным терракотово-красным цветом стен фона. Эти цвета были важны для Ван Гога, так как он писал: "Я пытался выразить ужасные страсти человечества с помощью красного и зеленого".
Изображенная на картине таверна находилась в городе Арль на юге Франции, где Ван Гог поселился в надежде создать художественную коммуну. Одним из его личных приоритетов после отъезда из Парижа было забота о своем пошатнувшемся здоровье, которое он эвфемистически называл "слишком артистическим образом жизни". Действительно, он считал, что вся его семья подвержена какому-то наследственному неврозу, сказав однажды Тео:
... если мы признаем наше истинное состояние души, то должны будем признать, что мы принадлежим к тем, кто страдает от психического заболевания, уходящего корнями далеко в прошлое.
Честно говоря, я должен добавить, что зуавы [название некоторых легких пехотных полков французской армии, обычно служивших во французской Северной Африке], бордели, очаровательные маленькие арлезианки, идущие на первое причастие, священник в рясе, похожий на опасного носорога, и любители абсента также показались мне существами из другого мира.
Ван Гог пробыл в Арле около шести месяцев, когда написал картину "Ночное кафе". Привыкнув к жизни в этом городе, который время от времени посещали другие художники, приезжавшие с севера Франции, он и сам начал посещать бары и бордели Арля.
Интересно задаться вопросом, казались ли Ван Гогу к этому времени девушки лёгкого поведения и любители абсента существами из другого мира или он занял свое место среди них. Мне кажется, что картина в некоторой степени отвечает на этот вопрос. В этой работе он пытается беспристрастно наблюдать за таверной, но не может не вовлечь себя в безлюдную, опасную обстановку.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство