Кто не мечтает стать министром? Многие врачи вообще не желают руководящих должностей, ибо ответственность часто не коррелирует с трудозатратами и банальной выгодой. Плюс портит настроение ограничение клинической работы в пользу бумаг и взаимодействие с вышестоящими, показывающими «кто ты и что ты». Без жалости к начальникам объективно о преследующих их трудностях.
При ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) стараниями главы института профессора Ольги Кобяковой работает виртуальный неформальный Клуб министров здравоохранения, интересные события из деятельности которого директор освещает в личном телеграм-канале. Например, недавний опрос министров о праве на самостоятельные решения.
Большинству глав региональных министерств здравоохранения дозволено участие в отборе кадров для своего ведомства, причём 40% министров уверены в полной самостоятельности по формированию штатов, 40% разрешено принимать штатные решение «не по всем вопросам», а подневольны 20%. В ответах большинства «свободных» просквозила некая самоуверенность, поскольку по признанию 68% респондентов им приходится согласовывать свой выбор с губернаторской командой.
Между тем непросто найти в местный минздрав хорошего и опытного сотрудника с медицинским образованием и позитивным трудовым анамнезом. Только каждому второму министру эта задача даётся легко. Каждый 16 руководитель отмечает избыточность требований к характеристикам соискателя, мешающую найти нужного сотрудника, а 60% для скорого занятия вакансии не способствуют небольшая зарплата при высокой нагрузке ненормированного рабочего дня.
Две трети министров сталкиваются с проблемами поиска главных внештатных специалистов – по номенклатуре их 90. Год назад Минздрав добавил внештатникам «право» предлагать поправки в программу госгарантий и писать методические рекомендации для своих министерств, не изменяя право на полную внештатность. Многим профессионалам вообще без нужды ответственная и абсолютно бесплатная работа, на ежемесячную соцвыплату 30-50 тыс. внештатникам пошла только Тульская область.
Профессор Кобякова считает, что не обременительная для региона выплата позитивно изменит «спрос с главных внештатных специалистов, интенсивность и качество их работы». С позиции столичного руководителя «не обременительная доплата» тульскому минздраву ежемесячно обходится в 14 миллионов, но справедливости ради, бесплатная работа Трудовым кодексом признаётся принудительной и незаконной. Забавно, да?
В 40% регионов министру здравоохранения без одобрения губернатора или вице-губернатора не разрешается назначить главврача в ЛПУ. Год назад все региональные власти обязали согласовывать кандидатуры министров здравоохранения с Минздравом. Собеседование в МЗ позволяет и себя показать, и наладить контакты на будущее, не потому ли 68% региональных руководителей без проблем даётся контакт с департаментами, но 16% взаимодействуют с федералами «только в рамках установленного регламента ответов на запросы» или «только на личных контактах».
Тяжела трудовая стезя регионального министра, но ведь желающие занять вакантное кресло находятся задолго до его освобождения. Прям парадокс! Кстати, расширенная коллегия Минздрава по итогам работы в прошлом году пройдёт в закрытом формате, на время СВО конспирация подменила публичность, незачем неприятелю знать об успехах российского здравоохранения.
Больше информации обо всех изменениях, происходящих в российском здравоохранении, вы можете получить на портале МирВрача